Лингвисты обнаружили, что слово «нос» на всех языках звучит одинаково
Москва, 16:29, 14 Сен 2016, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.
Анализ почти двух третей мировых языков показывает, что люди склонны использовать одни и те же звуки для общих объектов и идей, и неважно, на каком языке они говорят.
Исследования показывают надежную статистическую связь между некоторыми основными понятиями и звуками, которые люди во всем мире используют для их описания. Эти звуковые символические узоры появляются снова и снова по всему миру, независимо от географического рассредоточения людей.
Например, в большинстве языков слово «нос», вероятно, включает звуки «нех», «оо» или «оз». «Песок» будет, вероятно, использовать звук «с». Слова «красный» и «круглый», вероятно, будут включать звук «р». Это не значит, что все слова имеют эти звуки, но они встречаются намного чаще, чем случайно. Ассоциации были особенно сильны в словах, которые описывали части тела.
Профессор Кристиансен, изучающий языки, и группа физиков, лингвистов и ученых-компьютерщиков проанализировали 100 базовых вокабуляров более 6000 языков и 85% лингвистических линий. Они нашли, что значительная часть из 100 базовых вокабуляров имеет сильную ассоциацию с конкретными видами звуков человеческой речи.
«Результаты исследования являются консервативными, фактическое количество звуковых знаковых моделей на самом деле может быть еще больше», — сказал Кристиансен.
Выводы пошатнули одно из самых основных понятий в лингвистике — вековую мысль о том, что связь между звучанием слова и его смыслом является произвольной. В последние 20 лет ученые языковеды видели проблески доказательств того, что произвольность — не обязательно железное правило. Например, исследования показали, что слова для мелких предметов на разных языках, как правило, содержат высокие звуки.
Но до сих пор исследования рассматривали только определенные отношения слово/звук или небольшие наборы языков. Впервые удалось оценить это явление в глобальных масштабах.
Исследователи не знают, почему люди склонны использовать одни и те же звуки в разных языках для описания основных объектов и идей. Но профессор Кристиансен считает, что эти понятия важны для всех наций и дети могут узнать эти слова в раннем возрасте.
«Возможно, эти сигналы помогают подтолкнуть детей в процессе обучения языку», — сказал Кристиансен. «Вероятно, это как-то связано с человеческим разумом или мозгом. Это ключевой вопрос для будущих исследований».