Почему можно лишиться ввезенной из-за границы иномарки

Москва, 07:22, 18 Июл 2023, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.

Ввезенному в Россию по «серым» схемам автомобилю грозит отзыв разрешений на эксплуатацию — если, конечно, при растаможке были допущены нарушения. Власть ищет способ аннулировать такие документы, рассказал агентству «Прайм» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Как попадают в Россию иномарки в условиях санкций

По словам эксперта, машины в Россию попадают в условиях санкций тремя законными путями. Первый — через официальных дистрибьютеров. Например, китайские компании, которые платят утилизационный сбор и акциз.

Второй путь — параллельный импорт: через получение единичных разрешений в ГНЦ РФ ВГУП «НАМИ». Таких разрешений выдается совсем немного.

И, наконец, третья история, когда физлицо перегоняет машину, оформляет свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и потом продает машину в России. Эта схема уже почти сходит на нет: с 1 августа придется платить утилизационный сбор по ставкам как для юридического лица, а это очень дорого.

Контрабанда никуда не делась

Но есть и старая добрая контрабанда, которая на данный момент таковой не является де-юре, уточнил эксперт. Речь, по его словам, идет о ситуации, когда автомобиль растамаживают не в России, а на территории сопредельных государств — Киргизии, Армении, Казахстана с занижением таможенной стоимости и фактической подделкой документов. Сборы при таком варианте уплачиваются не в общий бюджет Евразийского союза, а в бюджет страны, где машина растаможена.

Кроме того, подсуетилась Белоруссия: власти ввели льготу в 50 процентов для ряда категорий граждан. Как действует схема? Машину оформляют на «льготника», а он продает и получает свои 50 процентов компенсации. Это позволяет гнать в Россию автомобили из Европы и обходить ограничения. Но самый популярный сегодня маршрут — Киргизия, потому что дешево.

«Если автомобиль растамаживать на физлицо, то придется платить за каждый кубический сантиметр двигателя, а если на юрлицо, то это процент от стоимости машины плюс утилизационный сбор, но в Киргизии этого сбора нет», —

пояснил Шапарин. Да и ценники там радуют: стоимость Toyota Camry заявляют на уровне 6-10 тысяч долларов против 20-45 тысяч долларов за честно ввезенные машины.

После растаможки машину переписывают на физлицо, часто подделывая документы, а в России продают тоже физлицу, чтобы не платить утилизационный сбор.

«Такая машина имеет в своем анамнезе две проблемы: недоплаченные таможенные сборы, то есть это реально контрабанда, и липовый СБКТС, в котором стоит иной экологический класс машины, чем в реальности — например, Евро-4 и даже Евро-5 вместо Евро-0», —

рассказал эксперт.

Вот у таких машин Росстандарт сейчас аннулирует СБКТС, а потом и ПТС, которое выдается на основании СБКТС. Такие случаи уже есть. Но данная ситуация не продлится долго.

«Российские власти ищут способы, и они их найдут, например, внесут соответствующие поправки в законодательство», — считает Шапарин.

Что ждет граждан, которые покупают машины, растаможенные не в России? Во-первых, по мнению эксперта, доплата. И требовать ее будут с нынешних владельцев машин в размере разницы между реальной стоимостью «растаможки» и той, что была уплачена за эту конкретную машину. Во-вторых, после принятия поправок в закон аннуляция СБКТС, даже если он будет выдан в другой стране, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому от подобных сделок следует воздержаться, посоветовал Шапарин.