Непопулярный, но успешный путь: две трети российских школьников отказались от высшего образования
Москва, 06:00, 06 Окт 2023, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.
В России наблюдается значительный рост популярности системы среднего профессионального образования (СПО). По данным вице-премьера Татьяны Голиковой, в 2023 году количество студентов, поступивших на программы СПО, достигло 1,2 миллиона человек, а более 60% учеников 9-х классов выразили желание продолжить обучение в колледжах. Как стало известно журналистам ftimes.ru, этот рост вызван не только активными мероприятиями правительства, но и изменениями в рынке труда и перспективами образования.
Обучение с перспективой трудоустройства
Основной причиной роста популярности СПО является высокая востребованность выпускников на рынке труда. По словам Татьяны Голиковой, более 80% выпускников колледжей успешно трудоустроены. Этот фактор привлекает молодежь, которая стремится получить практические навыки и быстрее встать на ноги после обучения.
Система СПО предоставляет широкий выбор профессий и специальностей, от электротехники до медицины и информационных технологий. Это позволяет абитуриентам выбирать направление обучения в соответствии с их интересами и потребностями рынка труда. По мнению доцента Ольги Паниной, наиболее востребованными направлениями в настоящее время являются электротехника, машиностроение, информационные технологии и медицина, но это может измениться в будущем в зависимости от экономической ситуации и технического прогресса.
Правительство России также активно развивает СПО, внедряя новые профессии и специальности, адаптируя их под требования рынка труда. Это создает дополнительные возможности для молодежи получить актуальные навыки, которые будут востребованы в будущем. К 2028 году планируется выпустить более 1 миллиона специалистов для приоритетных отраслей.
Однако с ростом популярности СПО вузы начинают испытывать нехватку абитуриентов. Эксперты предупреждают, что это может привести к сокращению доли людей с высшим образованием в стране. Поэтому важно балансировать между СПО и высшим образованием, обеспечивая молодежи выбор и возможность развиваться в соответствии с их интересами и потребностями.
Высшее образование: непопулярный путь или ключ к успешной карьере?
В последнее время вузы сталкиваются с проблемой привлечения абитуриентов, особенно в регионах, где доля выпускников, поступающих в 10-й класс после 9-го, снижается. Эксперты отмечают, что Россия приближается к мировой практике, где высшее образование не является семейной традицией, а скорее осознанной необходимостью, связанной с трудовой деятельностью.
Руководитель научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин говорит, что все больше специалистов и работодателей оценивают практические навыки и компетенции выше диплома. Он предполагает, что общество постепенно придет к балансу, где 30% россиян получат высшее образование, а 70% выберут среднее профессиональное образование (СПО) и рабочие профессии.
Надежда Галкина из Skillbox отмечает рост интереса молодежи к профессиональным навыкам и раннему выходу на рынок труда. Она подчеркивает, что с изменением подходов к обучению, внедрением практики и работой с реальными кейсами, среднее профессиональное образование становится актуальным для многих специальностей, включая IT и digital.
Однако директор Московского городского открытого колледжа Ольга Семенова утверждает, что высшее образование остается необходимым, особенно для высоких управленческих должностей и специальностей с высокими порогами входа, такими как медицина, финансы и юриспруденция.
В последние годы количество выпускников СПО, поступающих в вузы, составляет всего около 20%, хотя Россия остается одним из лидеров по доле населения с высшим и средним профессиональным образованием. Этот процент снижается, так как молодое поколение предпочитает непосредственный опыт и практику.
Итак, высшее образование остается важным, но сменяется растущим интересом к СПО и профессиональным навыкам. Россия постепенно движется к более сбалансированной системе образования, где выбор между высшим и средним профессиональным образованием будет зависеть от индивидуальных целей и потребностей студентов.