Автоматический перерасчет за ЖКХ: правозащитники предлагают упрощение
Москва, 16:25, 18 Май 2024, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.
Правозащитники обратились в Министерство строительства и ЖКХ России с предложением сделать перерасчет платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКХ) ненадлежащего качества автоматическим. Это особенно актуально для услуг отопления и водоснабжения. На данный момент изменение размера платы лежит на плечах потребителей и является трудоемким процессом, отмечают в Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). Эксперты уверены, что проблема недополученных услуг ЖКХ будет расти, так как износ оборудования достиг 50%.
Взнос за износ
Почти треть россиян (28,5%) отметили ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг за последний год, согласно опросу КонфОП. Причиной этого стало передача контроля за качеством услуг с федерального уровня на местный.
«Качество услуг ЖКХ контролируют службы, подчиняющиеся местным властям, которые и учреждают эти компании. Очевиден конфликт интересов. В результате потребители чаще всего получают отписки на свои обращения», —
комментирует юрист КонфОП Диана Сорк.
Рост числа случаев неудовлетворительного качества услуг ЖКХ, по ее мнению, подчеркивает необходимость автоматического перерасчета платежей в периоды, когда жильцы не получают услуги в полном объеме. Примером служит отопительный сезон 2023–2024 годов, когда жители Москвы и Подмосковья столкнулись с проблемами отопления.
Это связано с износом основных фондов, который в итоге оплачивают собственники, и так видящие увеличение сумм в своих платежках. Поэтому КонфОП предложила Минстрою дополнить «Правила предоставления коммунальных услуг» пунктом об автоматическом перерасчете платежей за услуги ненадлежащего качества.
Можете требовать
Сейчас правительственное постановление № 354 дает потребителям право требовать изменения размера платы за коммунальные услуги при их ненадлежащем качестве. Однако, как поясняет Диана Сорк, в документе не указано, кто отвечает за перерасчет.
Разъяснения на сайте прокуратуры Пермского края возлагают ответственность за перерасчет на потребителей, что требует от них значительных усилий. Граждане должны самостоятельно определить качество услуг, уведомить аварийно-диспетчерскую службу и пройти проверку от управляющей компании (УК). В случае игнорирования требований остается только обращение в суд, что также трудоемко и дорого.
«Считаем подобный подход дискриминирующим потребителей», —
подчеркивает Диана Сорк.
Она предлагает простой механизм: из ежемесячной суммы вычитается стоимость дней, когда услуга не была предоставлена. Для этого необходима доступность информации об авариях и сроках их устранения для потребителей.
Инициатива КонфОП важна из-за продолжающегося износа оборудования. По водоснабжению он составлял почти 50% еще в 2021 году. По прогнозам из Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года, высокий износ коммунальной инфраструктуры остается актуальной проблемой.
Проще и лучше?
По мнению директора офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлии Дымовой, автоматический перерасчет повысит качество услуг.
«Стоимость услуг растет, во многих домах они периодически не оказываются, но собственники всё равно платят. Не все готовы заниматься бумажной волокитой, чтобы добиться перерасчета», —
отмечает она.
Эксперт «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук считает, что могут быть проблемы в применении автоматического перерасчета на практике. Сегодня отсутствуют объективные сведения о факте прекращения подачи коммунального ресурса в квартиру.
Гендиректор УК «А101-Комфорт» Игорь Вдовиченко уверен, что решение проблемы лежит в дальнейшей цифровизации услуг ЖКХ. Благодаря технологиям взаимодействие жителей с управляющими компаниями станет прозрачнее и удобнее.