Антибанкротные поправки: какие изменения ждут кредиторов и должников
Москва, 09:48, 05 Авг 2017, редакция FTimes.ru, автор Светлана Леонтьева.
Российское правительство заметно откорректировало действующее в стране законодательство о банкротстве. Со ссылкой на экспертов портал РБК пишет, что выиграют от этого и кредиторы, поскольку им намного проще будет теперь возвращать свои финансы, и должники, которые получают реальные шансы успешно восстановить свой бизнес.
Чиновники уточнили, что внесение поправок будет осуществляться поэтапно. Первый блок предложенных изменений подписал 31 июля президент Путин, и они вступили в силу мгновенно. Вторую часть поправок пока только вносят в виде проекта закона на рассмотрение депутатов Госдумы. Соответствующее постановление было подписано правительством 1 августа.
Юристы даже не сомневаются в том, что поправки, о которых идет речь, весьма заметно поменяют такую процедуру как банкротство компании. Журналисты рассматривают самые значимые изменения, оценивая наряду с этим, что ждет в результате неплатежеспособных кредиторов и должников. Статистические данные, обнародованные Единым федеральным реестром сведений о банкротстве, тем временем только подтверждают, что вопрос о совершенствовании российских законов о банкротстве является крайне актуальным и для первых, и для вторых.
Немного статистики
В 2016 году судами было вынесено 12 602 решения о банкротстве компаний-должников. При этом в 67 процентах случаев по ходу конкурсного производства кредиторам не выплатили ни рубля.
Общая доля удовлетворенных заявлений о привлечении владельцев и руководителей банкротов к субсидиарной ответственности (полная расплата по имеющимся задолженностям их компаний при недостаточном объеме активов, которые подлежат реализации для обеспечения расчетов с кредиторами – ред.) составила 16 процентов: заявлений поступило 2 699, а удовлетворили из них лишь 429. Что же касается реальных расчетов во исполнение решений судов по субсидиарной ответственности, то юристы назвали их большой редкостью.
Крайне низкий уровень эффективности института банкротства сегодня всячески побуждает российских законодателей к внесению соответствующих изменений. Бизнесу предлагают в итоге более действенный инструментарий для обеспечения возврата долгов, пояснил юрист одной из российских компаний Кирилл Захаров.
Что говорят эксперты?
В российское законодательство о банкротстве вводится норма, позволяющая привлекать к субсидиарной ответственности реальных собственников и руководителей, а не номинальных директоров, которыми являются подставные лица, не управляющие компаниями и не обладающие никаким имуществом для обеспечения расплаты по их долгам.
«Номиналы» согласно новой редакции освобождены от ответственности в том случае, если указали на владельцев банкрота и на реальных его руководителей. Правда, мнения российских юристов здесь разделяются.
Адвокат коллегии «Князев и партнеры» Зиннура Зиннятуллина говорит о необходимой норме, призванной обеспечить эффективное взаимодействие между номинальными директорами и арбитражными управляющими, курирующими процедуры банкротства, а также правоохранительными структурами с целью выявления и последующего привлечения к ответственности именно тех лиц, которые реально виновны в банкротстве.
«Простого человека, так сказать, с улицы, не владеющего совершенно никаким имуществом и назначенного на руководящую должность номинально, в частности, и с целью уклонения от ответственности в виде погашения долгов, абсолютно бессмысленно привлекать к субсидиарной ответственности», — констатировал эксперт.
Роман Терехин, занимающий пост управляющего партнера бюро «Деловой фарватер», выражает в свою очередь определенный скептицизм. Он полагает, что на практике подобное изменение по-настоящему эффективно работать не будет. В качестве главного аргумента юрист привел прежде всего наличие в российском законодательстве таких положений, которые дают возможность избежать привлечения к ответственности в случае, если были сданы нарушители. Вот только об эффективности данных законов говорить сегодня не приходится, отметил эксперт.
«Достаточно вспомнить, к примеру, о той же программе послабления наказаний, что предусматривает освобождение от наказания при раскрытии картельных сговоров, — подчеркнул Терехин. — В Европе это функционирует, причем повсеместно и весьма эффективно. У нас же – не реализуется в принципе».
Специалист пояснил: менталитет Запада имеет кардинальные отличия от российского. Другими словами, сдать своего бывшего партнера по бизнесу — означает «там» стать изгоем для всей общественности. От информатора органов внутренних дел моментально отвернутся все компаньоны, и получение прибыли станет в итоге довольно сложным. Более того, бизнес в такой ситуации вообще рискует банкротством. Именно по этой причине в России подобные программы не востребованы, резюмировал Роман Терехин.
Юрист компании BGP Litigation Антон Помазан тоже не рассчитывает на массовую «сдачу» реально виновных в банкротстве в нашей стране. Правда, причину он указал другую. Такие «директора», по его словам, преимущественно проинформированы о рисках привлечения их к субсидиарной ответственности, и они вовсе не опасаются. Вознаграждение же получают как раз за это.
Ранее, напомним, информационный портал «Бюджет РФ» писал о том, что собственники бизнеса в России урезаны в правах кредиторов.