Нововведения в законодательство об ОСАГО с 1 апреля 2019 года

Москва, 16:20, 08 Апр 2019, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.

Полис ОСАГО – это неотъемлемая часть защиты каждого участника дорожного движения. Основная цель страховки – возместить ущерб, причиненный автовладельцем жизни, здоровью или имуществу других водителей, пассажиров и пешеходов.

Нововведения в законодательство об ОСАГО вносятся в последние годы с завидной регулярностью. Власти при этом утверждают, что всё делается во благо автолюбителей. Вот только страховка с каждым таким обновлением только дорожает, а выплаты – нет! Какие изменения подготовили законодатели с 1 апреля 2019 года в порядок расчёта КБМ, стоимость базовых тарифов и подорожает ли в конечном итоге страхование вновь?

Реформа ОСАГО в 2019 году

Основная идея проводимой реформы ОСАГО – постепенно привести систему тарифов к индивидуальному и справедливому отношению к каждому автовладельцу.

Цель реформы ОСАГО –  достигнуть цивилизованных отношений на дороге между людьми и заинтересовать водителей научиться спокойно и уверенно управлять автомобилем, не создавая ДТП.

Предполагается, что виновники ДТП или неопытные лихачи будут платить больше, чем аккуратные и спокойные водители.

По данным РСА по итогам продаж за январь-февраль и по 14 марта 2019 г. средняя цена полиса «автогражданки» снизилась на 4% по сравнению с 2018 г., что доказывает перспективность внедрения инноваций в систему автострахования гражданской ответственности.

В рамках проведения реформы и в целях либерализации стоимости страховки Центробанк ввёл несколько значительных изменений в ОСАГО с 2019 г.

С 09.01.2019 г. ЦБ раздвинул границы базовой ставки в направлении роста и снижения на 20%.

Также с 9 января изменился расчёт коэффициента по возрасту и стажу (КВС) водителя. Появилась многоступенчатая система в 58 уровней вместо 4. Коэффициент для молодых и малоопытных повысит стоимость полиса, а для опытных и взрослых водителей – уменьшит.

Пример:

Водитель 16-21 год, стаж вождения до 2-х лет – КВС увеличится с 1,8 до 1,87;
Водитель 59 лет, стаж вождения от 3-х лет – КВС будет меньше в 2 раза и составит 0,93, что примерно приравнивается к скидке в 7%.

Изменения в ОСАГО с 1 апреля 2019

С 01.04.2019 г. по коэффициенту «бонус–малус» (КБМ), который зависит от наличия аварий по вине застрахованного, произошли важные нововведения в системе расчета:

Стоимость новой страховки на следующий период рассчитывается для всех автоводителей 1 апреля один раз в год. Ранее расчет производился при каждом заключении договора страхования (например, если водитель указан в полисах к разным машинам).

Если автоводитель был вписан в несколько страховых полисов и имеет соответственно несколько КБМ, то с 1 апреля на новый полис ОСАГО будет применён наименьший из всех показателей.

Для водителей, работающих у юрлиц, с 1 апреля устанавливается единый КБМ для всех автомобилей, зарегистрированных на это юрлицо.

И самое важное изменение. При перерыве в стаже вождения не будут ликвидированы скидки и надбавки.

Вся история страхования водителя будет храниться в единой базе и пересчитываться на следующий период действия полиса ОСАГО 1 апреля один раз в год.

Ранее, если водитель не был застрахован некоторое время, его КБМ обнулялся.

По страховке, в которой не ограничено количество автовладельцев, управляющих одним ТС, повысится коэффициент с 1,8 до 2,45. Это значит, что желательно вписать в полис конкретных людей, можно списком, тогда будут учитываться индивидуальные данные каждого.

Со 2.04.2019 г. водители имеют право выбирать страховщика на своё усмотрение при оформлении онлайн через системы «Единый агент» (бумажный вариант) и «е-Гарант» (электронная версия). До этого времени система сама автоматически подбирала страховщика, что было крайне неудобно, так как автовладелец мог получить предложение купить полис компании офиса, которой даже не было в его регионе.

После изменений в электронном ОСАГО порядок будет такой:

  1. После 2 апреля 2019 года, если у страховщика закончился лимит полисов, вас также перекидывает на сайт РСА, но теперь вам предоставлен список страховых, лимит у которых на данный день не исчерпан.
  2. Вы выбираете подходящую и оформляете полис.

Но проблема выбора таким образом не будет решена полностью. Дело в том, что в систему в любом случае будет загружаться пул определённых номеров полисов от разных страховых. Далее по мере их исчерпывания у конкретной компании выбор страховщиков будет меньше, а для самого последнего пользователя представят только одну страховую. Затем полисы и вовсе закончатся. И, хотя в РСА обещают загружать новые полисы своевременно, не факт, что это будет работать так, по меньшей мере, первое время.

Как изменился тариф

Базовый тариф в ОСАГО – это начальная точка отсчёта при калькуляции конечной стоимости страховки. То есть берётся некая начальная цифра и умножается на дробные числа коэффициентов (если последние меньше единицы, то цена уменьшается, если больше – ОСАГО подорожает).

Таким образом, именно от базового тарифа зависит больше всего конечный результат получившейся суммы.

Базовый тариф ОСАГО представляет собой коридор цен – от минимальной до максимальной, а страховым компаниям предоставлено право выбора, какой взять в расчёт. И если вы думаете, что большинство хитрых страховщиков не будет упускать свою прибыль и возьмёт максимальный тариф, то будете правы.

Итак, изменения по части базового тарифа ОСАГО следующие:

КАТЕГОРИИ ТС БАЗОВЫЙ ТАРИФ ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЙ (РУБ.) И ДО ИЗМЕНЕНИЙ (ПЕРЕЧЁРКНУТО)
Мото и мопеды 694-1407 867-1579
Легковые до 3,5 тонн в собственности граждан 2746-4942 3432-4118
Легковые до 3,5 тонн в собственности организаций 2058-2911 2573-3087
Легковые до 3,5 тонн, использующиеся в такси 4110-7399 5138-6166
Грузовики массой до 16 тонн 2807-5053 3509-4211
Грузовики массой более 16 тонн 4227-7609 5284-6341
Автобусы до 16 мест 2246-4044 2808-2270
Автобусы более 16 мест 2807-5053 3509-4211
Автобусы, использующиеся в качестве маршрутных ТС 4110-7399 5138-6166

Как видим, говорить о том, что страховка подорожает, не приходится – можно найти недорогого страховщика, применяющего не максимальный тариф из возможного разбега, но на изменение стоимости ОСАГО новые тарифы повлияли однозначно.

В расчетах по возрасту и стажу произошли более заметные нововведения. Теперь расчёт производится не по 4 градациям, как это было ранее, а по целым 56.

Вот эти изменения (в таблице они выделены, больше стал коэффициент для данной группы водителей или меньше):

Изменения коэффициентов возраста и стажа с 1 апреля 2019

Для сравнения: ранее было 4 уровня применяемого коэффициента:

  • для лиц старше 22 лет со стажем более 3 лет – 1,
  • автолюбителям младше 22 лет со стажем более 3 лет считали коэффициент – 1,6,
  • для водителей старше 22 лет, но со стажем менее 3 лет – 1,7,
  • если вы младше 22 лет, а ваш стаж вождения менее 3 лет – 1,8.