Трамп и санкции США против России
Москва, 16:00, 10 Фев 2017, редакция FTimes.ru, автор Мила Якобссон.
Смена президента в США прямо скажем, взбудоражила общественную жизнь не только на родине Трампа, но и на других континентах. Сегодня, в странах Евросоюза, России, Ближнего Востока широко обсуждаются возможные шаги новой администрации, а также их последствия. В России этот процесс сосредоточился главным образом на вопросе об отмене санкций.
Почему этот вопрос вдруг стал столь важным и столь обсуждаемым? Ведь буквально еще вчера и власть и население страны дружно демонстрировали презрение к ограничительным мерам США и Евросоюза. Более того, значительная часть российского общества была уверена в их полезности для нашей промышленности.
Так что же произошло, почему в январе 2017 года российские СМИ вдруг явно демонстрируют надежду на отмену антироссийских санкций? И самое главное, — есть ли для этого объективные основания? Прежде чем ответить на этот вопрос, коротко опишем нынешнюю ситуацию с санкциями.
Механизм американских санкций против России
Вне всякого сомнения, инициатором и драйвером антироссийского санкционного процесса были Соединенные штаты. Дело тут даже не в какой-то особой нетерпимости или Москвофобии. Просто структура власти в этой стране такова, что президент может самостоятельно ввести ограничительные меры, не дожидаясь одобрения сената или конгресса.
В отличие от ЕС, где неизбежна сложная процедура одобрения всеми странами-членами, в США президенту достаточно подписать соответствующий Executive Order (аналог нашего президентского указа).
Какие причины предусмотрены законом для издания таких ЕО? Может быть нужно что-то особенное? Увы! По этой части у президента США также нет никаких затруднений. Ему нужно всего лишь увидеть в действиях какой-то страны достаточную угрозу безопасности или внешней политики Америки.
Санкции Обамы
В свое время Б. Обама обнаружил такую угрозу в Российско-Украинском кризисе и издал ни много, ни мало четыре Executive Order. Вот они:
Executive Order |
Дата |
Название |
13660 | 6 марта 2014 | Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine |
13661 | 16 марта 2014 | Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine |
13662 | 24 марта 2014 | Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine |
13685 | 19 декабря 2014 | Blocking Property of Certain Persons and Prohibiting Certain Transactions With Respect to the Crimea Region of Ukraine |
Тексты этих указов можно найти на сайте американского министерства финансов (United States Department of the Treasury). Обратите внимание на даты, все ордера подписаны в 2014 году и других не было. Это связано с механикой американских санкций.
Дело в том, что главное — это быстро издать ордера с общими указаниями, а всем остальным займется профильное ведомство. Оно составит списки лиц, организаций и компаний, ущемление которых обеспечит выполнение ЕО. Для этого в структуре министерства финансов действует офис контроля иностранных активов (OFAC, Office Of Foreign Assets Control).
Надо признать, что персонал OFAC старательно отрабатывает свои оклады, препарируя события в Крыму и Донбассе. Ведомство изучает и фиксирует граждан, организации, компании, чья деятельность и продукция каким-то образом проявила себя в конфликте с Украиной.
Результатом трудолюбия клерков из OFAC стали два санкционных списка:
- SDN List, список по гражданам (Specially Designated Nationals List);
- SSI List, список отраслевой, или секторальный (Sectoral Sanctions Identifications List).
К началу 2017 года в SDN перечислены десятки политиков, общественных деятелей РФ, а также самопровозглашенных Луганской и Донецкой республик. Гражданам из SDN запрещен въезд в США, любые их активы на территории США, или за их пределами, но под юрисдикцией США замораживаются. Всякие деловые контакты с ними запрещаются.
В секторальном списке более сотни банков, компаний энергетики, нефтяной, газовой, металлургической, горнодобывающей и оборонной отраслей. Предприятиям, попавшим в список SSI, запрещается передача оборудования и технологий для добычи нефти и газа, с ними прекращается любое сотрудничество американских компаний. В финансовой сфере запрещается выдача кредитов более чем на 90 дней.
В общем, секторальные санкции — это отсутствие доступа к финансам и передовым технологиям. Это весьма ощутимо, если учесть, что и тем, и другим располагают главным образом США и Евросоюз.
Подчеркнем сразу два важных момента. Списки SDN и SSI не имеют каких-то законодательных ограничений ни по размерам, ни по времени. Каких-то иерархических ограничений по уровням также не существует. Они будут углубляться по управленческим и производственным цепочкам вплоть до самых низовых звеньев.
Обратите внимание, новые президентские указы не нужны, по уже изданным ЕО списки SDN и SSI могут расширяться и обновляться сколь угодно долго, вплоть до рядового ополченца ДНР или фермера в цепочке снабжения. Благодаря чисто техническим особенностям американской власти перспективы санкций бесконечны.
Эффективность антироссийских санкций
Совершенно очевидно, что за истекшие почти три года санкции США, ЕС и их союзников не обрушили и не могли обрушить экономику России. Трудно сказать, рассчитывал ли на это Запад, но очевидно, что в долгосрочной перспективе ограничения наверняка скажутся, и приведут к отставанию высокотехнологичных отраслей.
Что касается разговоров о «пользе» санкций для с/х и ряда перерабатывающих отраслей, то здесь важно избежать путаницы. Некоторая «польза» в виде роста аграрного сектора — это следствие ответных ограничительных мер России, а вовсе не благо от западных санкций.
Трамп отменит или не отменит санкции?
Большинство жителей России считают, и не без оснований, действия своей страны в отношении Крыма и Донбасса справедливыми, а все меры Запада воспринимаются, как незаслуженные и несправедливые. Нынешние ожидания отмены санкций связаны с надеждой, что Трамп поймет позицию миллионов жителей Крыма и Донбасса. В этом случае моментально исчезнут американские, а вслед за ними и европейские санкции.
Теоретически это возможно, но согласитесь, подобные надежды слишком наивны и романтичны. Объективных же предпосылок в данный момент не имеется. Трудно представить, чтобы Россия вернула два миллиона граждан Крыма под власть Украины. От жителей Донецка и Луганска Россия тоже вряд ли отвернется. Это означает, что Крым — это Россия, а позиция по минским договоренностям вряд ли изменится.
Столь же маловероятны и перемены со стороны США. В Вашингтоне никакого экономического дискомфорта от противостояния России и Украины не ощущают, напротив, санкции даже тормозят довольно резвого конкурента. Поэтому каких-то явных причин, для их отмены в настоящий момент не просматривается.
Что касается сострадания к народам, пытающимся как-то по-своему решить свою судьбу, то оно имеет странно-избирательный характер. С одной стороны мы видим, как моментально получили свое государство жители Косово, а с другой стороны мы видим равнодушие к судьбе курдов, палестинцев, жителей Приднестровья, Абхазии и пр. С учетом всего этого, надежды на скорую отмену санкций явно преждевременны.