Трамп и санкции США против России

Москва, 16:00, 10 Фев 2017, редакция FTimes.ru, автор Мила Якобссон.

Смена президента в США прямо скажем, взбудоражила общественную жизнь не только на родине Трампа, но и на других континентах. Сегодня, в странах Евросоюза, России, Ближнего Востока широко обсуждаются возможные шаги новой администрации, а также их последствия. В России этот процесс сосредоточился главным образом на вопросе об отмене санкций.

Почему этот вопрос вдруг стал столь важным и столь обсуждаемым? Ведь буквально еще вчера и власть и население страны дружно демонстрировали презрение к ограничительным мерам США и Евросоюза. Более того, значительная часть российского общества была уверена в их полезности для нашей промышленности.

Так что же произошло, почему в январе 2017 года российские СМИ вдруг явно демонстрируют надежду на отмену антироссийских санкций? И самое главное, — есть ли для этого объективные основания? Прежде чем ответить на этот вопрос, коротко опишем нынешнюю ситуацию с санкциями.

Механизм американских санкций против России

Вне всякого сомнения, инициатором и драйвером антироссийского санкционного процесса были Соединенные штаты. Дело тут даже не в какой-то особой нетерпимости или Москвофобии. Просто структура власти в этой стране такова, что президент может самостоятельно ввести ограничительные меры, не дожидаясь одобрения сената или конгресса.

В отличие от ЕС, где неизбежна сложная процедура одобрения всеми странами-членами, в США президенту достаточно подписать соответствующий Executive Order (аналог нашего президентского указа).

Какие причины предусмотрены законом для издания таких ЕО? Может быть нужно что-то особенное? Увы! По этой части у президента США также нет никаких затруднений. Ему нужно всего лишь увидеть в действиях какой-то страны достаточную угрозу безопасности или внешней политики Америки.

Санкции Обамы

В свое время Б. Обама обнаружил такую угрозу в Российско-Украинском кризисе и издал ни много, ни мало четыре Executive Order. Вот они:

Executive Order

Дата

Название

13660 6 марта   2014 Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine
13661 16 марта 2014 Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine
13662 24 марта 2014 Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine
13685 19 декабря 2014 Blocking Property of Certain Persons and Prohibiting Certain Transactions With Respect to the Crimea Region of Ukraine

Тексты этих указов можно найти на сайте американского министерства финансов (United States Department of the Treasury). Обратите внимание на даты, все ордера подписаны в 2014 году и других не было. Это связано с механикой американских санкций.

Дело в том, что главное — это быстро издать ордера с общими указаниями, а всем остальным займется профильное ведомство. Оно составит списки лиц, организаций и компаний, ущемление которых обеспечит выполнение ЕО. Для этого в структуре министерства финансов действует офис контроля иностранных активов (OFAC, Office Of Foreign Assets Control).

Надо признать, что персонал OFAC старательно отрабатывает свои оклады, препарируя события в Крыму и Донбассе. Ведомство изучает и фиксирует граждан, организации, компании, чья деятельность и продукция каким-то  образом проявила себя в конфликте с Украиной.

Результатом трудолюбия клерков из OFAC стали два санкционных списка:

  • SDN List, список по гражданам (Specially Designated Nationals List);
  •  SSI List, список отраслевой, или секторальный (Sectoral Sanctions Identifications List).

К началу 2017 года в SDN перечислены десятки политиков, общественных деятелей РФ, а также самопровозглашенных Луганской и Донецкой республик. Гражданам из SDN запрещен въезд в США, любые их активы на территории США, или за их пределами, но под юрисдикцией США замораживаются. Всякие деловые контакты с ними запрещаются.

В секторальном списке более сотни банков, компаний энергетики, нефтяной, газовой, металлургической, горнодобывающей и оборонной отраслей. Предприятиям, попавшим в список SSI, запрещается передача оборудования и технологий для добычи нефти и газа, с ними прекращается любое сотрудничество американских компаний. В финансовой сфере запрещается выдача кредитов более чем на 90 дней.

В общем, секторальные санкции — это отсутствие доступа к финансам и передовым технологиям. Это весьма ощутимо, если учесть, что и тем, и другим располагают главным образом США и Евросоюз.

Подчеркнем сразу два важных момента. Списки SDN и SSI не имеют каких-то законодательных ограничений ни по размерам, ни по времени. Каких-то иерархических ограничений по уровням также не существует. Они будут углубляться по управленческим и производственным цепочкам вплоть до самых низовых звеньев.

Обратите внимание, новые президентские указы не нужны, по уже изданным ЕО списки SDN и SSI могут расширяться и обновляться сколь угодно долго, вплоть до рядового ополченца ДНР или фермера в цепочке снабжения. Благодаря чисто техническим особенностям американской власти перспективы санкций бесконечны.

Эффективность антироссийских санкций

Совершенно очевидно, что за истекшие почти три года санкции США, ЕС и их союзников не обрушили и не могли обрушить экономику России. Трудно сказать, рассчитывал ли на это Запад, но очевидно, что в долгосрочной перспективе ограничения наверняка скажутся, и приведут к отставанию высокотехнологичных отраслей.

Что касается разговоров о «пользе» санкций для с/х и ряда перерабатывающих отраслей, то здесь важно избежать путаницы. Некоторая «польза» в виде роста аграрного сектора — это следствие ответных ограничительных мер России, а вовсе не благо от западных санкций.

Трамп отменит или не отменит санкции?

Большинство жителей России считают, и не без оснований, действия своей страны в отношении Крыма и Донбасса справедливыми, а все меры Запада воспринимаются, как незаслуженные и несправедливые. Нынешние ожидания отмены санкций связаны с надеждой, что Трамп поймет позицию миллионов жителей Крыма и Донбасса. В этом случае моментально исчезнут американские, а вслед за ними и европейские санкции.

Теоретически это возможно, но согласитесь, подобные надежды слишком наивны и романтичны. Объективных же предпосылок в данный момент не имеется. Трудно представить, чтобы Россия вернула два миллиона граждан Крыма под власть Украины. От жителей Донецка и Луганска Россия тоже вряд ли отвернется. Это означает, что Крым — это Россия, а позиция по минским договоренностям вряд ли изменится.

Столь же маловероятны и перемены со стороны США. В Вашингтоне никакого экономического дискомфорта от противостояния России и Украины не ощущают, напротив, санкции даже тормозят довольно резвого конкурента. Поэтому каких-то явных причин, для их отмены в настоящий момент не просматривается.

Что касается сострадания к народам, пытающимся как-то по-своему решить свою судьбу, то оно имеет странно-избирательный характер. С одной стороны мы видим, как моментально получили свое государство жители Косово, а с другой стороны мы видим равнодушие к судьбе курдов, палестинцев, жителей Приднестровья, Абхазии и пр. С учетом всего этого, надежды на скорую отмену санкций явно преждевременны.