Сможет ли Китай помочь России выбраться из ловушки энергетических технологий?
Москва, 11:31, 13 Фев 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.
Россия сильно зависит от западных технологий для добычи энергоресурсов. Сможет ли Китай помочь их заменить?
В то время, как ЕС исторически зависит от российских поставок нефти и газа, эта ситуация оказалась улицей с двусторонним движением и Россия попала в зависимость от европейских товаров и технологий. Эта торговля многие десятилетия остается асимметричной: Россия импортирует оборудование, товары народного потребления и продукцию с высокой добавленной стоимостью (например, одежду, автомобили, продукты питания), в то время, как экспортирует сырье. Сегодня в России добыча углеводородов становится все труднее в плане поиска новых месторождений, дороже в производстве и транспортировке. Страна технологически неразвитой экономики все больше полагается на доходы, которые обеспечивают нефть и газ. Более того, несмотря на поставки Россией более 30% мирового объема газа и колоссальных его запасов, сегодня Российская Федерация, в значительной степени, зависит от западных технологий для увеличения добычи энергетических ресурсов.
О бедствиях российской экономики, находящейся в зависимости от продажи углеводородов говорилось много. В течение многих лет президент Владимир Путин напоминает россиянам, что необходимо принять срочные меры для модернизации и диверсификации экономики России, развития собственного производства оборудования и усиления энергетических реформ. Но, учитывая, что российская система государственного управления опирается на скрытую коррупцию, не удивительно, что присутствует государственное вмешательство в бизнес, недостатки в верховенстве закона и колоссальные затраты энергоресурсов ради политического благоприятствования интересам определенных лиц. Следовательно, энергетические реформы так и не стали жизнеспособным вариантом.
Вместо этого, Россия попала в замкнутый круг, в котором ее способность нанимать иностранных специалистов и приобретать необходимые энергетические технологии, сильно зависит от доходов от экспорта нефти и газа, и, следовательно, от цены на нефть и газ. Эта неустойчивая ситуация стала еще более катастрофической после введения санкций и снижения цен на нефть. Сегодня, когда цена на нефть марки Urals в районе $50 за баррель, возможность использовать в России западные технологии значительно подорвана. Кроме того, из-за санкций, перед Россией стоят серьезные ограничения на способность приобретать западные технологии, в которых страна нуждается для разработки перспективных, но геологически сложных морских и наземных объектов в Арктике и Восточной Сибири.
ExxonMobil свернула, несмотря на первоначальный успех разведки, инвестиции на $3,2 млрд. для морского бурения в Российской Арктике в партнерстве с «Роснефтью», и, скорее всего, «Газпром» отменит проект на $65 млрд. СПГ во Владивостоке.
В прошлом, Россия стремилась заключать стратегические альянсы для своей технологической модернизации более с Европой и США, чем с Китаем. В период президентства Дмитрия Медведева, российский «технологический прорыв» предполагалось осуществить на основе проекта «Сколково», по типу Силиконовой долины. Но вместо того, чтобы делать веские шаги для системной реформы, Медведев одобрил понятие «модернизации сверху-вниз», которая не смогла создать стимулы, необходимые для привлечения капитала, технологий и навыков, и, тем самым, не ослабила зависимость страны от движения мировых цен на сырьевые товары. В 2012 году, с возвращением Путин