Ученые из Швейцарии воссоздали облик древней рептилии Eusaurosphargis dalsassoi

Москва, 19:20, 01 Июл 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Палеонтологи из Цюрихского университета заново описали рептилию Eusaurosphargis dalsassoi, жившую 241 миллион лет назад.

Около 20 сантиметров в длину, рептилия из Швейцарии была маленькой, но ее кожа была сильно бронирована гладкими, зубчатыми или даже колючими остеодермами разных форм. Ее скелет указывает на сухопутное существование, хотя ископаемое было найдено вместе с рыбой и морскими рептилиями на известняковом месторождении Просанто вблизи Дуканфургги на высоте 2740 метров в кантоне Граубюн, Швейцария. Ученые полагают, что ящерица была смыта в море с берега и погрузилась в морские отложения уже после смерти.

14 лет назад вид Eusaurosphargis dalsassoi уже был описан с использованием частично сохранившегося, полностью разрозненного образца из окрестностей Монте-Сан-Джорджо. С другой стороны, новая находка очень хорошо сохранилась, что позволяет исследователям впервые восстановить скелет и внешний вид животного.

В процессе они обнаружили что внешне, Eusaurosphargis dalsassoi очень похожа на ящериц Cordylidae, группу небольших рептилий Lepidosauria, которые обычно живут в сухих районах юга Африки. Некоторые из наиболее сильно бронированных видов ящериц могли послужить основой мифических легенд о драконах из-за их внешнего вида. «Это случай сходящегося развития, поскольку вымершие виды не тесно связаны с сегодняшними африканскими ящерицами», объясняет профессор Шейер.

Точное обследование филогенетических отношений ящерицы скорее подтверждает, что ее ближайшими родственниками являются морские рептилии, такие как ихтиозавры, савроптериги  или даже гельветикозавр, морская рептилия, уникальная для Швейцарии, все из которых были найдены в Монте-Сан-Джорджо. Однако скелет Eusaurosphargis не показывает ни обтекаемую структуру тела, ни конечности, которые превратились в ласты, ни хвостовой плавник, который указывает на жизнь в море.

Удивительная окаменелость была первоначально обнаружена 15 лет назад палеонтологом-любителем Кристианом Обристом во время систематических раскопок ископаемых в Цюрихском университете под руководством профессора Хайнца Фуррера. Прошло полтора десятка лет, чтобы научная ценность исключительного открытия постепенно была признана в результате тщательной подготовки, поскольку ископаемое первоначально было идентифицировано как простые останки рыб.