Сколько стоит «бесплатная» экономика?

Москва, 13:00, 29 Авг 2017, редакция FTimes.ru, автор Светлана Леонтьева.

Представители соцсети Facebook, пользователи которой проводят в ней в среднем в пределах 50 минут в сутки, утверждают, что их ресурс бесплатный, и оставаться таким он будет всегда. Между тем, речь идет здесь исключительно об одном из множества весьма привлекательных для юзеров предложений, которыми Интернет сегодня и без того переполнен, пишут журналисты портала «Вести.Экономика».

Приходящие в YouTube, как правило, просматривают каждый день до миллиарда часов самого различного видео. И пользователи ни цента при этом не платят. Однако, на самом деле стоят такие «бесплатные обеды» немало. Осталось лишь подсчитать, сколько конкретно, только вот сделать это достаточно сложно. Потребители не осуществляют выплат за получаемые в электронном формате услуги (за исключением непосредственно подключения к Сети), а потому у экономистов нет никакой возможности характеризовать данные взаимодействия в качестве нормальных транзакций. Важно понимать, что экономические параметры бесплатного принципиально другие.

В отличие от продавцов традиционных, такие компании как Google и Facebook отличаются следующим: пользователи у них стоимость производят самостоятельно. Различного рода информация, появляющиеся в соцсетях фотоснимки и видеоролики надежно обеспечивают активное привлечение на ресурсы новой аудитории. Поиск данных онлайн, отбор необходимой информации и ряд похожих технологических алгоритмов – вот, что нужно сегодня людям.

Сколько стоит информация?

Широкое распространение бесплатно предоставляемых услуг является во многом результатом истории. Привычка получать всю информацию на бесплатной основе выработалась у пользователей давно – еще с тех пор, как Интернет появился. И люди по сей день не осознают, сколько на самом деле стоит их информация. У цифровых структур имеется доступ к миллиардам граждан, а потому общая стоимость тех или иных сведений одного человека ничтожно мала.

В мире «цифры» дефицит не представляет собой такую преграду, как в мире физическом. Любые данные – они одновременно и неиссякаемы, а переправлять их – совсем недорого. Владельцы MCI Mail в далеком 1993-м брали со своих клиентов по 50 центов за первые 500 знаков сообщения, напоминают экономисты. И за каждые дополнительные 500 символов тариф этот рос еще на 10 центов. Интернет опустил эту стоимость до нуля.

«Брать с людей плату было бы элементарно непрактичным при настолько малом объеме маргинальных издержек, — отметили британские аналитики. — Пользователи не платят ничего, однако, несмотря на это, такие структуры как Facebook и Google должны обеспечивать полное покрытие вполне реальных расходов – это зарплаты инженерам, создание с последующим содержанием центров по обработке и хранению информации и прочее. Для получения доходов они косвенно получают плату с пользователей, предъявляя счета компаниям за то, что они имеют возможность размещения своей рекламы, ориентируясь при этом на огромную аудиторию».

Компания Facebook по итогам второго квартала текущего года заработала в пределах 4,65 доллара на каждом из своих пользователей именно благодаря объявлениям рекламного характера, систематически появляющимся на их экранах.

На фоне полного отсутствия каких-либо цен экономистам сложно понять, что именно получают граждане в обмен на свою информацию и внимание к цифровым услугам. Есть, впрочем, факты, четко свидетельствующие об их неплохом выигрыше.

Ученые Феликс Эггерс и Эрик Брайнджолфсон, представляющие технологический институт Массачусетса, завершили не так давно работу над масштабным исследованием, в ходе которого пользователям Сети предлагали разные суммы денежных средств в обмен на их отказ от пользования Facebook на протяжении месяца. С учетом полученных ответов специалисты вышли на среднюю за год стоимость для потребителя – она составила 750 долларов.

Есть в этом исследовании и более простой опрос – без предложения юзерам денег. Он продемонстрировал, что бесплатный поисковик оценивается людьми в среднем в 16 600 долларов, видеоролики – в 900, а карты местности – в 2 800 долларов в год.

Выглядит это как великолепная сделка, ориентированная на конечных потребителей, однако, влечет она за собой в результате весьма серьезные проблемы в иных отраслях. Взять, например, те же налоги. Сотрудникам запрещается уклоняться от их выплаты при реализации услуг за денежные вознаграждения, но почему же тогда не облагают налогами потребителей, если они получают деньги за информацию в виде услуг?