На чем зарабатывают российские банки?
Москва, 17:47, 16 Окт 2017, редакция FTimes.ru, автор Светлана Леонтьева.
Редакция «Известий» раскрыла причины триллионной прибыли российского банковского сектора в текущем году. Экономист Наталия Шилова подчеркивает, что в отношении прибыльности банковская отрасль нашей страны выглядит сегодня намного более уверенно, нежели ряд иных сфер, например, ТЭК, где прибыль демонстрировала падение в течение всего года.
Банковский бизнес представляет собой отличный индикатор активности экономики, отмечает эксперт. Если не наблюдается рост активов банковской отрасли государства, это значит, как правило, что отсутствует спрос на финансовые ресурсы, и в целом от экономики вовсе не следует ожидать ничего хорошего.
«В течение 2015–2016 годов активы российских банков рост не показывали, экономика демонстрировала сокращение, качество общего кредитного портфеля страны заметно падало, а встряски и волатильность на финансовых рынках вели к тому, что обесценивался портфель ценных бумаг. Это съедало огромную долю общей прибыли наших банков даже в случае довольно успешного выстраивания бизнес-процессов непосредственно в финансовой организации, — констатировала Шилова. — С начала текущего года, однако, стало очевидным то, что ситуация поменялась кардинально. Экономика Российской Федерации возвратилась к уверенному росту, банковские активы снова стали расти, а приносящие убытки статьи, по меньшей мере, прекратили их генерировать. Мы рассчитываем на то, что по результатам уходящего года прибыль всего банковского сектора превысит отметку в триллион рублей».
Экономист напомнила при этом, что прибыль выше указанного уровня банки нашей страны получили ранее всего раз — в 2012 году.
Откуда такая сумма?
Чтобы это понять, эксперт предложила взглянуть на «центры» прибыли банковской отрасли. Прежде всего это Сбербанк России. По результатам первых шести месяцев 2017-го на данную кредитно-финансовую структуру пришлось свыше половины чистой прибыли всех отечественных банков. Главные статьи доходов выросли: как чистые процентные (более чем на восемь процентов или на 47 миллиардов к первому полугодию 2016-го), так и чистые комиссионные доходы (на 11,6 процента или на 18 миллиардов рублей). Не меньший вклад был внесен, между тем, и увеличением доходов от ценных бумаг (плюс 19 миллиардов). И ключевое — снижение размера убытка по остальным статьям расходов и доходов. Если в первом полугодии 2016-го убыток по ним составил 80 миллиардов, то в текущем году статьи принесли совокупно прибыль в размере трех миллиардов, уточнила Наталия Шилова.
Убыток по остальным статьям в прошлом году формировал отрицательный результат от операций с производным финансовым инструментарием. Кроме того, в этих статьях оказывались, как правило, списания либо продажи кредитного портфеля. Подводя своеобразный итог, можно говорить о том, что увеличение общей прибыли Сбербанка России связано прежде всего с «вызреванием» старого портфеля плохих задолженностей, а также с фиксированием убытков в ранние периоды, с заметным улучшением финансового результата инвестиционного банковского бизнеса, с сокращением процентных расходов банка при сохранении процентных доходов (посредством того, что большую часть портфеля выдали по «старым» ставкам, которые высоки).
Что с другими банками? Если изучить следующие 10 российских банков на предмет их активов, то станет понятно, что на них приходится только немногим более 20-ти процентов чистой прибыльности сектора. Это вдвое меньше, чем пришлось на Сбербанк, подчеркивает экономист.
В целом же драйверы роста доходов остались, однако, теми же — процентные доходы по выданным ранее кредитам продолжают оставаться сейчас высокими, тогда как процентные расходы по привлеченным финансам удалось уменьшить. Хотя сокращение общей стоимости привлеченных денег в других банках проходило не настолько агрессивно, как в Сбербанке России: если лидер банковской отрасли России смог уменьшить свои процентные расходы практически на 20 процентов посредством сокращения депозитных ставок, то следующие игроки из ТОП-10, намного более чувствительные к клиентским настроениям, сократили суммарные процентные расходы всего на пять процентов.
Наиболее крупные игроки, располагающие меньшими возможностями для осуществления маневра по процентной марже, полностью сфокусировались на комиссиях, и им удалось в результате более заметно нарастить комиссионную доходность – практически на одну треть.
«Почти у каждого серьезного игрока банковского рынка России увеличились при этом доходы от ценных бумаг. По оценкам специалистов, чистая доходность в рамках операций с ними у десяти крупнейших кредитно-финансовых структур страны (без Сбербанка) выросла втрое, если сравнить с показателем за первые шесть месяцев прошлого года, — констатировала экономист. — Что же касается прочих расходов, то это преимущественно все те же списания портфелей и финансовый итог от производных финансовых инструментов, и они, как и ранее, делают отрицательный вклад в общую прибыль кредитно-финансовых учреждений. Убытки эти, однако, уменьшились почти вдвое к показателю, зафиксированному в минувшем году».
Ранее журналисты Ftimes.ru сообщали о том, что российские банки рекордно застраховали вклады.