Извержения вулканов Камчатки влияли на жизнь древних египтян

Москва, 21:07, 22 Окт 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Влияли ли вулканы на Камчатке, Гренландии и Аляске на жизнь древних египтян? Это может показаться невероятным, но, согласно новому исследованию, ответ положительный.

В статье, опубликованной в Nature Communications, группа исследователей показывает, что извержения вулканов в высоких северных широтах земного шара могут повлиять на водораздел Нила, что приведет к замедлению потока одной из самых больших рек в мире.

Это, в свою очередь, могло удержать нижний Нил от разлива в конце лета — обычного явления, на которое древние египтяне полагались при орошении своих сельскохозяйственных культур.

Отсутствие наводнения на Ниле означало засуху на полях, низкие запасы продовольствия и, в конечном счете, гражданские беспорядки, говорят исследователи.

Идея сравнения геологических данных о вулканах с записями, хранящимися у древних египтян, возникла около двух лет назад. Были собраны данные о вулканах, которые извергались от 305 до 30 до н.э — веках, в которые властвовала могущественная династия Птолемеев Египта.

Оказалось, что даты извержения некоторых вулканов соответствовали временам потрясений в Птолемеевском Египте.

С участием специалистов по атмосферным процессам Земли была изучена гидродинамическая динамика тропической атмосферы с акцентом на циркуляцию муссонов, чтобы попытаться понять, как выброс вулкана в другой части мира может повлиять на сезон восточноафриканских муссонов.

Авторы объясняют, что сернистые газы, выделяющиеся во время мощного извержения вулкана, могут образовывать отражающие сульфатные аэрозоли в стратосфере. Поскольку эти аэрозоли отражают солнечную радиацию, они приводят к охлаждающему эффекту, который может длиться от одного до двух лет. Это, в свою очередь, влияет на гидроклимат, включая количество испарения поверхности и количество осадков.

«Это косвенный ответ, но из-за атмосферной циркуляции мы обнаруживаем, что крупные извержения вулканов вызывают засухи, особенно в районах муссонов», — сказал профессор Мэннинг.

Чтобы увидеть, как эта динамика разыгралась в реальном мире, авторы сравнили даты древних вулканических взрывов с Исламским Нилометром — древним свидетельством высоты ежегодного летнего наводнения Нила.

По словам авторов исследования, Исламский Нилометр, который охватывает период более 1000 лет с 622 по 1902 год, является самым длинным из известных ежегодно регистрируемых наблюдений гидрологических данных.

Благодаря этой работе обнаружилось, что высота наводнения в Ниле в течение года извержения была непременно ниже, чем в спокойные годы.

«В среднем воздействие взрывоопасного вулкана делает разлив рек на 25 процентов ниже среднего», — сказал Мэннинг.

Хотя Нилометр не охватывает времена Птолемеевского Египта, авторы все же смогли сравнить данные о времени извержений древних вулканов с социально-экономической и политической деятельностью этой эпохи. Им помогала история хорошо зарекомендовавших себя записей, особенно папирусов, которые сохранились.

Исследователи обнаружили увеличение восстаний против правления Птолемея в годы извержения, предполагая, что эти события могут быть вызваны отсутствием разлива Нила, а не политическими проблемами, как ранее считалось.

И хотя пока они не обнаружили никакой связи между вулканическими взрывами и началом войн, группа исследователей обнаружила, что продолжающиеся в те времена войны с большей вероятностью прекращались после сильного извержения вулкана.

Это может быть связано с тем, что вскоре после извержений вулканов изменялся разлив Нила, и фараонам приходилось прекращать военную кампанию, возвращаясь домой, чтобы смягчить гражданские беспорядки.

Например, после крупных извержений вулканов в 247 и 244 годах исторические документы свидетельствуют о том, что Птолемей III был вынужден устранять нехватку продовольствия дома, когда он и его войска собирались войти в Вавилон.

«Если бы он остался, он мог бы завоевать весь Ближний Восток, возможно, изменив ход человеческой истории», — сказал Мэннинг.

Авторы отмечают, что помимо вулканов существует множество причин изменчивости разливов Нила. И древние египтяне были довольно искусны в отношении непредсказуемости этой реки, например, полагаясь на хранилища зерна.