Каковы дальнейшие перспективы российско-китайских отношений?
Москва, 11:27, 03 Мар 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.
Каковы перспективы российско-китайских отношений? Некоторые политические исследования (и не только на Западе) предполагают, что возможные столкновения между Россией и Китаем будут происходить в результате экономического подъема Китая.
В частности, видный ученый Джозеф Най, на основе экономического дисбаланса в российско-китайских отношениях сделал вывод, что в связях между двумя странами возникли глубокие проблемы.
Очевидно, что все страны проходят через трудные времена взлетов и падений их отношений. То же самое касается России и Китая. Оба государства получили негативное наследие возникновения напряженности между двумя странами в 1960-х и 1970-х годах, затем установив стратегическое партнерство. Действительно, существует асимметрия в российском и китайском потенциалах, но ставит ли это под угрозу отношения двух стран? Многие государства сталкиваются с асимметрией и даже с взаимными противоречиями. Например, Канада и США имеют огромное различие в своих потенциалах, и у них даже есть территориальный спор о водах в пределах канадского Арктического архипелага. Неужели от этого обе страны обречены на войну? Не дождетесь.
США рассматривает подъем Китая как вызов и угрозу для своего господства в Тихоокеанском регионе. Последняя стратегия национальной безопасности США утверждает: «в то же время, мы будем управлять конкуренцией с позиции силы, настаивая на том, чтобы Китай соблюдал международные правила и нормы по вопросам, начиная от морской безопасности, торговли и прав человека. Мы будем внимательно следить за военной модернизацией Китая и расширением присутствия в Азии».
Это является причиной, почему США представили свою новую дисбалансирующую стратегию сдерживания Китая и создали Транс-Тихоокеанское партнерство (ТЭП), пытаясь возглавить экономику региона, тем самым оттолкнув Китай к периферии. Споры вокруг Тайваня и островов Сенкаку/Дяоюйдао сделали отношения между Китаем и США еще более сложными. Китай принципиально придерживается линии независимости от политики США. План строительства «второго Панамского канала» через Никарагуа с российским участием — яркая тому иллюстрация.
Если сравнить отношения между Россией и Китаем, то ситуация иная. Ни Россия, ни Китай не пытаются навязать друг другу свою волю или моральные ценности и не имеют территориальные претензий друг к другу. Таким образом, нет никаких серьезных противоречий в двусторонних отношениях, и в целом, положительная устойчивая динамика их развития. Год назад Россия оказалась под сильным давлением Запада, проявив желание проводить независимую политику.
И Россия, и Китай имеют общую основу в построении нового мирового порядка, где «не Западные» страны будут иметь больше политической, экономической и социальной свободы. Обе страны заинтересованы в сопротивлении усилиям Запада, пытающегося навязывать им свои правила политической и экономической игры. Россия и Китай выступили против оказываемого давления на них и попыток ограничить их суверенитет. Обе страны находятся в процессе поиска совместного решения глобальных проблем. Их единый подход заключается в том, что верховенство закона должно стать ориентиром для мировой политики.
Для решения общих проблем и поддержания общих интересов нужны общие институты. С точки зрения безопасности, Россия и Китай успешно сотрудничают в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Нет необходимости превращать ШОС в «Евразийское НАТО», чтобы противостоять Западу, как полагают некоторые эксперты в России.
В текущей стратегии национальной безопасности США говорится, что лидерство США предусматривает установление правил центрального глобального финансирования. Сегодня этот американский план устарел. Развивающийся многополярный мир требует новых подходов. Россия и Китай работают вместе, чтобы создать альтернативную Западу финансово-экономическую систему. В этом отношении проект БРИКС имеет решающее значение. Он направлен вовсе не на противостоянии или замену западных финансово-экономических институтов. Цель — дать странам БРИКС, а также другим заинтересованным государствам возможность построения параллельной независимой финансовой и экономической системы. В рамках БРИКС, Россия и Китай совместными усилиями могут достичь целей, которые они не могут достичь самостоятельно. В то же время, БРИКС может служить стабилизирующей структурой, если любой член организации попытается играть доминирующую роль.
Кроме того, БРИКС может быть страховым полисом в случае, если МВФ или Всемирный банк откажут в кредитовании и мир начнет погружаться в очередной кризис. Безусловно, развитие БРИКС это долгосрочный и сложный процесс, но и «Москва не сразу строилась».