Исаакиевский собор – визитная карточка Санкт-Петербурга
Москва, 11:58, 21 Фев 2018, редакция FTimes.ru, автор Наталья Филимонова.
Храм Преподобного Исаакия Далматского является исключительным памятником русского зодчества XIX века. Величественности собору задают его размеры: 101,5 м в высоту, 111,2 м в длину, 97,6 м в ширину.
Кафедральный собор епархии русской православной церкви в Санкт-Петербурге функционировал с 1858 по 1929 годы. С 1928 года присвоен статус музея-памятника.
История строительства и архитектура Исаакиевского собора
История построения одного из самых высоких купольных сооружений в мире берет свое начало с 1710 года. Тогда на честь преподобного Исаакия Далматского была возведена деревянная церквушка, в которой через два года Петр I обвенчался с Мартой Скавронской (в Крещении Екатерина Алексеевна). Позднее на месте деревянной постройки появилась каменная.
Во второй половине XVIII века построили третий храм, но почти сразу же признали, что он выбивается из основной застройки городского центра.
Императором Александром I был объявлен конкурс на наилучший проект по его переделке. И только спустя 9 лет был одобрен план реконструкции, составленный молодым французским архитектором Огюстом Монферраном.
На строительство ушло сорока лет, но колоссальные усилия не преминули отразиться на великолепном результате. Собор выполнен в форме куба с высоким цилиндрическим барабаном с арочными окнами наверху.
В строительстве использованы 43 минеральные породы. Подножие выполнено в граните, стены выложены серыми мраморными плитами толщиной примерно 50 см. С четырех сторон храм окружен восьмиколонными портиками со статуями и барельефами.
Над всем этим великолепием возвышается массивных размеров позолоченный червонным золотом купол, на который ушло 100 кг сплава.
Внутри стены отделаны белым мрамором с мраморными рельефами из желтого и зеленого камня, с отделкой яшмой и порфиром. Купол изнутри оформлен росписями талантливого художника Карла Брюллова.
Привлекались к оформлению и такие известные художники и скульпторы той эпохи, как Иван Витали (русский скульптор итальянского происхождения), Федор Бруни (русский художник итальянского происхождения), Василий Шебуев (русский живописец) и другие.
Собор может вместить сразу 12 тысяч человек, хотя сам архитектор рассчитывал, что это будет 7 тысяч с учетом пышных юбок дам, каждая из которых занимала не меньше 1 кв. м пространства.
Судьба Исаакиевского собора в послереволюционное время
Во времена Октябрьской революции из храма вынесли почти 50 кг золота и больше 2 тонн серебра, но собор продолжал функционировать. Без государственной помощи община не справлялась с надлежащим уходом, поэтому в 1928 году храм был передан Главнауке. С 1928 по 1931 годы в помещении храма открылся антирелигиозный музей.
В военные годы (с 1941 по 1944 гг.) храм избежал прямых попаданий, но снаружи весь фасад изрезан осколками, а в одну из звонниц попала авиа-бомба.
К сожалению, больший урон нанесла храму сама природа в зимний период. Собор не отапливался и когда наступила весна, промерзшие стены оттаяли и многие росписи были повреждены.
Такая же участь постигла фреску Бруни «Адам и Ева в Раю», которая практически полностью была смыта. Так как не сохранилось никаких копий, реставраторы, копируя манеру Бруни, заново воспроизвели ее.
Больше чем через полвека в храме в 1990 году состоялась первая служба.
Интересные факты про Исаакиевский собор
Для отделки храма использовали золото — 400 кг, бронзу — 1000 т, лазурит — 500 кг и малахит — 16 т, отлили 300 горельефов и статуй, площадь мозаики составила 6,5 тыс. кв. метра.
Главные колонны алтаря украшены малахитовыми пластинами, которые распространяют едва уловимый аромат благовоний. Дело в том, что мастера скрепляли пластины составом, основой которого служило масло миро.
При золочении куполов умерли 60 мастеров от отравления ртутными парами, которые используются в этом процессе.
В Петербурге поговаривали, что строительство собора намеренно затягивают, ведь главному архитектору предсказали, что он будет жить до тех пор, пока не окончится строительство. Совпадение это или нет, но Огюст Монферран умер через месяц после того, как собор достроили.