Ученые открыли водные циклы на карликовой планете Церера

Москва, 13:01, 16 Мар 2018, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Карликовая планета Церера, самый крупный объект в поясе астероидов, ранее считалась безжизненным камнем. Однако наблюдение, сделанное космическим аппаратом НАСА Dawn, предполагает, что, подобно Земле, Церера может иметь водные циклы.

Лед на стене кратера

Анализ данных от Dawn показал, что кратерная стена на карликовой планете стала более холодной, поскольку солнце изменило положение в небе в течение шести месяцев. Этот вывод предполагает, что подповерхностные частицы льда могут подниматься в воздух, а затем опускаться на стену кратера Juling, как росы на Земле.

Исследователи изучили инфракрасные данные от Dawn, чтобы узнать, как лед менялся в кратере Juling на Церере. Наблюдалось, что лед на стенке кратера нарастает в самое теплое время.

«Мы сообщаем об обнаружении водяного льда в кратере средней широты и его неожиданных изменениях со временем. Данные спектрометра Dawn показывают изменение сигнатур водяного льда в течение 6 месяцев, что хорошо моделируется как увеличение площади на 2 кв. км», — пишут исследователи в Science Advances.

Цикл сублимации и конденсации на кратере

Пять наборов наблюдений, сделанных в течение шести месяцев, показывают, что количество открытого льда на стенке кратера увеличивается. Исследователи считают это результатом небольших оползней, которые обнажают лед из-под слоя пыли и льда в областях, которые обычно не попадают под солнечный свет, нагревающий поверхность и заставляющий воду сублимировать в воздух.

«Сочетание Цереры, приближающейся к Солнцу на ее орбите, наряду с сезонным изменением, вызывает выброс водяного пара из подповерхностного слоя, который затем конденсируется на стене холодного кратера, что приводит к увеличению количества открытого льда. Потепление может также вызвать оползни на стенах кратера, которые обнажают свежие ледяные пятна», — объяснила Андреа Рапони из Института астрофизики и планетарной науки в Риме.

Сублимированный лед сопоставим с росой, которая испаряется теплым днем и затем конденсируется на прохладных поверхностях ночью. Солнечный свет, ударяющий о дно кратера, может превратить лед в водяной пар, который затем конденсируется на затененной стене.

Кэрол Раймонд из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, штат Калифорния, заявила, что этот процесс был ранее замечен на кометах, и удивительно видеть цикл сублимации и конденсации на Церере.