Ученые раскодировали вирус гепатита Б каменного века

Москва, 16:08, 10 Май 2018, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.

Международная команда исследователей, возглавляемая специалистами из Института Макса Планка и Кильского университета, успешно воссоздали геномы вируса гепатита Б из каменного века и средневековой Европы.

Беспрецедентное восстановление ДНК древнего вируса показало, что гепатит Б циркулировал по Европе как минимум 7 000 лет назад, сообщает eurekalert.org. Патоген похож на современных сородичей. Но одновременно штаммы показали наличие ответвления, которое, вероятно, исчезло, и было наиболее тесно связано с вирусами шимпанзе и горилл.

Результаты исследования опубликованы в журнале eLife.

В рамках работы ученые проанализировали образцы из зубов 53 скелетов, извлеченных на местах раскопок неолитических и средневековых объектов в Германии. Возраст останков варьировался в пределах 5000 г. до н. э. – 1200 г. все образцы проверили на вирусные патогенны, обнаружив возбудитель гепатита Б в 3 скелетах. Из них были полностью восстановлены геномы патогенов. Два из них принадлежали неолитическому периоду (7000-5000 лет назад), один – средневековому. Первые структуры представляют собой старейшие вирусные геномы, воссозданные на сегодняшний день.

Авторы отметили, что древние структуры включали ответвления, не имеющих сейчас близких родственников, и, вероятно, вымерших. Неолитические геномы, обнаруженные в скелетах с разницей в возрасте 2000 лет, были относительно похожи друг на друга, в сравнении с современными штаммами. Это позволяет предположить, что они находятся в более близком родстве с гепатитом Б, встречающимся у горилл и шимпанзе. Средневековый вирус, напротив, оказался более похож на современные штаммы, но все равно представлял отдельную ветвь. Он отличался даже от 2 геномов, обнаруженных у мумий 16-го века. Они очень походили на современные, указывая на удивительный дефицит изменений у гепатита в последние 500 лет.

«Результаты показывают, что вирус существовал в Европе уже 7 000 лет назад, а его геномная структура очень напоминает современные патогены, несмотря на обнаруженные отличия, — объяснил первый автор работы, Бен Краузе-Киора. – Необходимо секвенировать больше старых и современных штаммов, включая вирусы приматов, чтобы понять сложную эволюцию гепатита Б».

Проект показал потенциал древней ДНК человеческих скелетов в изучении развития переносимых кровью вирусов.