Древнегреческая музыка реконструирована учеными Оксфорда

Москва, 20:23, 31 Июл 2018, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Древнегреческая музыка долгое время представляла собой полную загадку. Но музыка была вездесущей в классической Греции, причем большая часть поэзии от 750 до 350 г. до н.э. — песни Гомера, Сапфо и других — сочинялись и исполнялись именно как музыка, иногда сопровождаемая танцами. Литературные тексты содержат изобильные и весьма специфические сведения о нотах, масштабах, эффектах, а так же используемых инструментах. Лира была популярным инструментом, наряду с не менее популярными ауло, двойными тростниковыми трубами, на которых играл один исполнитель, и звучащими как два мощных гобоя.

Несмотря на это богатство информации, смысл и звук древнегреческой музыки оказались невероятно неуловимыми. Это объясняется тем, что термины и понятия, найденные в древних источниках — сложны и незнакомы. И хотя нотная музыка существует и может быть надежно интерпретирована, она скудна и фрагментарна. То, что можно было реконструировать на практике, часто звучало довольно странно и непривлекательно, поэтому многие древние греческие музыкальные произведения считались потерянным искусством.

Проект по изучению древнегреческой музыки, над которым работа шла с 2013 года, породил полное представление о музыке древних греков.

Новые подходы

Ситуация сильно изменилась, потому что за последние несколько лет некоторые очень хорошо сохранившиеся ауло были реконструированы экспертами-техниками.

Центральным для древней песни были ее ритмы, а ритмы древнегреческой музыки можно было вывести из метров поэзии. Они основывались исключительно на продолжительности слогов слов, которые создают образцы длинного и короткого элементов.

Несмотря на то, что для древних песен нет указателей темпа, часто ясно, что темп в любом случае не был зафиксирован и должен был меняться в зависимости от исполнения. Настройка подходящего темпа необходима, если звук звучит правильно.

А как насчет мелодии и гармонии? Тысячи слов о теории мелодии и гармонии сохранились в трудах древних авторов, таких как Платон, Аристотель, Аристоксен, Птолемей и Аристид Квинтилианус. Несколько фрагментарных партитур с древними музыкальными обозначениями впервые появились во Флоренции в конце 16 века. Но это свидетельство реальной музыки не давало реального понимания мелодических и гармонических богатств, о которых мы узнаем из литературных источников.

С 1581 года обнаруживаются новые документы с древними обозначениями на папирусе или камне, и теперь существует около 60 фрагментов. Тщательно скомпилированные, транскрибируемые и интерпретируемые такими учеными, как Мартин Уэст и Эгерт Пёльманн, они дают нам больше шансов понять, как звучит музыка.

 

Воспроизведена древнегреческая музыка

 


Самый ранний существенный музыкальный документ, найденный в 1892 году, содержит часть хора от афинской трагедии Еврипида Орестеса 408 до н.э. Он долгое время ставил проблемы для интерпретации, главным образом из-за использования интервалов в четверть тона.

Но анализы этого фрагмента привели к поразительным выводам. Во-первых, элементы музыки описываются словами — подражание смыслу слов по форме мелодической линии.

Во-вторых, если четверть-тоны функционировали как «проходные ноты», композиция была фактически тональной. Такая тональность существует во всех документах древней музыки поздних веков.

С учетом этих предпосылок, в 2016 году была реконструирована музыка Орестеса для хоровой реализации с сопровождением ауло, установив оживленный темп, как указано содержанием слов хора. Хор Орестеса был исполнен хором и ауло в Музее Ашмолея в Оксфорде в июле 2017 года вместе с другими реконструированными старинными балладами.

 

Автор научной работы Арманд Д’Ангур — доцент кафедры классики Оксфордского университета