Орангутаны умеют делать крючки для добывания пищи

Москва, 11:47, 09 Ноя 2018, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.

Ученые неожиданно для себя обнаружили, что орангутаны умеют спонтанно сгибать проволоку, делая крючок, и превращать ее обратно в прямой инструмент.

Наблюдение было сделано специалистами Венского университета, Университета Сент-Эндрюса и Венского ветеринарного университета, сообщает sciencedaily.com. Команда, включавшая Изабель Лаумер и Элис Ауэрсперг, изучала инструмент в виде крючка, впервые сделанный человекообразной обезьяной – орангутаном. Ученых удивила способность приматов спонтанно манипулировать проволокой.

Данная задача может вызвать сложности у человека в детстве. В возрасте 3-5 лет ребенок почти никогда не способен согнуть крючок из проволоки, чтобы достать корзину со дна вертикальной трубы. В 7 лет с этой задачей справляется менее 50%. Овладевать техникой дети начинают к 8 годам. Что интересно, все возрастные группы справляются с задачей, если им предварительно покажут, как сделать и использовать инструмент. То есть, хотя дети понимают, какой предмет нужен, и могут его изготовить, вероятно, существует когнитивное препятствие для выполнения этих действий. Теперь ученые впервые проверили, как с задачей справляются приматы.

«Орангутанам предложили вертикальную трубу с наградой на дне и прямую проволоку. Во втором опыте использовалась горизонтальная труба и согнутая заготовка для инструмента, — объяснила Лаумер, проводившая эксперименты в немецком зоопарке. – В первом случае примат должен был сделать крючок, во втором – разогнуть проволоку, чтобы вытолкнуть еду из трубы».

Несколько особей справились с задачей. Два орангутана закончили оба опыта в начале первого испытания.

«Большинство обезьян сгибало проволоку зубами и ртом, оставляя прямую часть. Затем они сразу использовали правильные концы инструмента для ловли и проталкивания», — сказала Лаумер.

«Это задание стало основой для проверки способности совершенствовать инструменты в сравнительной психологии, — сказала Ауэрсперг. – Действия приматов показали, что они изобрели решение проблемы, а не следовали привычному поведению».

В случае с детьми, отмечают ученые, причина неудач в раннем возрасте может заключаться в префронтальной коре головного мозга. Она развивается позже и необходима для решения сложных задач с вознаграждением, которое следует за несколькими «пустыми» шагами.