Благодаря санкциям США иранцы переходят на майнинг биткоинов

Москва, 17:14, 17 Дек 2018, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Али Хоссейни 26 лет, и он обычно трудится в Тегеране с девяти до пяти. Он имеет степень бакалавра в области информационных технологий и в основном работает в социальных сетях и связях с общественностью. Два месяца назад он купил устройство для майнинга биткоина со своим двоюродным братом Педрамом Гасеми, и с тех пор занимается майнингом.

Хоссейни не имел предварительных знаний о блокчейнах и технологиях распределенного реестра до своей покупки. Он только случайно услышал о криптовалютах пять лет назад, но забыл о них до прошлого года, когда они стали популярны во всем мире.

 

«В то время, когда мы купили устройство для майнинга, курс доллара США в Иране был все еще достаточно высок, поэтому мы рассчитывали, что будем зарабатывать от 90 до 100 долларов в месяц», — пояснил Хоссейни. «Стоимость электроэнергии в Иране относительно низкая, поэтому математика казалась жизнеспособной».

 

Поскольку иранцы все чаще отдают предпочтение криптовалютам, то и мошенники тоже не дремлют. В последние месяцы Иранский координационный центр реагирования на компьютерные инциденты (CERTCC) выпустил несколько предупреждений для общественности, касающихся криптовалют, схем пирамид и хранилищ монет.

Двоюродные братья потратили около 100 миллионов риалов (в то время около 526 долларов) на ASIC Antminer S9. Примерно в это же время доллар США взлетел до исторического максимума в 190 000 против иранского риала. Но вскоре курс снизился до 140 000 риалов из-за вмешательства Центрального банка Ирана (CBI) и теперь составляет около 103 000 риалов. Помимо этого, криптовалюты стали сильно рушиться во всем мире. Только за последний месяц биткон упал более чем на 45 процентов, опустившись до 3500 долларов с примерно 6500 долларов, где он был относительно стабилен в течение нескольких месяцев.

Колебания иранской валюты и падение стоимости криптовалюты значительно повлияли на расчеты Хоссейни и Гасеми, но они по-прежнему не сожалеют.

 

«Валютные курсы и цены на биткоины упали, а наша прибыль сократилась, но мы пока не видим потерь», — сказал Гасеми. «Согласно моим подсчетам, доллар США должен упасть ниже 110 000 риалов, а биткоин должен снизиться до 2000 долларов, чтобы мы действительно прогорели», — что он считает крайне маловероятным.

 

Тем не менее, кузены расходятся во мнениях, когда речь заходит о том, что они планируют делать со своей инициативой в области майнинга в будущем. Гасеми считает рынок криптовалюты слишком нестабильным и сложным, что он называет «манипуляциями за кулисами». Таким образом, Гасеми хочет выйти из криптовалютного бизнеса.

Хоссейни, с другой стороны, планирует рискнуть и купить еще несколько майнинговых устройств. Он считает, что криптовалюты — это будущее, и они неизбежно заменят бумажные деньги. Хоссейни также считает, что в ближайшие годы спрос и цены на биткоины будут стремительно расти, поскольку предложение сокращается.

Глобальная привлекательность криптовалюты обусловлена их децентрализованным характером и очень быстрым временем прохождения транзакций. Для иранцев, однако, существуют дополнительные стимулы. В этом году национальная валюта Ирана резко упала из-за ожиданий ухудшения условий от санкций США, последний пакет которых был восстановлен в начале ноября и был сосредоточен на банковских и денежных переводах. Санкции лишь усилили финансовую изоляцию простых иранцев, которые десятилетиями лишены обычных международных методов оплаты.

Изменяющийся валютный ландшафт также кардинально изменил поведение иранских властей, что, в свою очередь, могло бы побудить рядовых граждан быстрее уходить от бумажных валют. Санкции США уже ускорили работу над иранскими проектами, поддерживающими блокчейн, и изменили подход властей к криптовалютам и во всех смежных областях.

4 сентября Аболхассан Фирузабади, глава Высшего совета по киберпространству объявил, что все крупные правительственные органы приняли добычу криптовалют как отрасль. Он также сказал, что идея создания лицензированных бирж криптовалют находится на рассмотрении. Несколько недель спустя, 16 сентября, Фирузабади объявил, что импорт оборудования для криптовалюты будет легализован в ближайшем будущем.

Масштабы правительственных уступок еще предстоит выяснить. Скорее всего, это будет связано с CBI и нормативно-правовой базой, которую он принимает для криптовалют. Предполагалось, что структура будет обнародована к концу сентября, но возвращение санкций США изменило все, что привело к полному запрету криптовалют в апреле в качестве ошибочного временного решения. Теперь пока решение не стало обратным. Тем не менее, ожидается, что CBI огласит ее нормативные акты в отношении криптовалют до конца текущего иранского года в марте 2019 года.

Правительство президента Хасана Рухани может существенно повлиять на технологическое будущее Ирана, особенно на его финансовые перспективы, заняв позицию в отношении технологий блокчейна и криптовалют. Но из-за прошлого отношения иранских властей к области новых технологий, особенно тех, которые расширяют возможности простых граждан, не все настроены оптимистично.

 

«Как правило, я пришел к выводу, что всякий раз, когда правительство пытается что-то признать и придать ему официальный статус, у людей, уже работающих в этой области, дела обычно оказываются хуже», — сказал Мохсен Раджаби, предприниматель блокчейн.

 

Раджаби считает, что правительство, вероятно, попытается взимать налог с импорта оборудования для майнинга и монополизировать или иным образом осуществлять строгий контроль за онлайн-биржами, что, как ожидается, отпугнет игроков частного сектора. На данный момент импорт оборудования для криптовалюты не является незаконным. Компании обычно декларируют свой импорт как компьютерное оборудование, чтобы избежать потенциальных проблем.

Раджаби впервые столкнулся с биткоином несколько лет назад, когда он стоил около 400 долларов. Он нашел концепцию криптовалюты очень перспективной и купил себе устройство ASIC. Вскоре он добавил еще одно, но с тех пор Раджаби сам покупает и устанавливает майнинг-установки для частных клиентов, некоторые из которых думают о запуске майнинг-ферм. Раджаби также находится на последних шагах по созданию стартапа для блокчейн-решений и стремится выделить часть кредитов, которые он может получить, для майнинга криптовалюты, на законных основаниях используя чрезвычайно дешевое в Иране промышленное электричество.