Болезнь Альцгеймера вызывается бактерией Porphyromonas gingivalis?

Москва, 16:44, 20 Май 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Неопровержимые доказательства того, что заболевание Альцгеймера вызвано бактерией, вовлеченной в заболевание десен, могут оказаться переломным моментом в решении одной из самых больших загадок медицины и привести к эффективному лечению или даже вакцине.

По мере того как население стареет, слабоумие стремительно растет, став пятой по величине причиной смерти в мире. Болезнь Альцгеймера составляет около 70 процентов этих случаев, однако неизвестно, что является ее причиной. Состояние, которое приводит к прогрессирующей потере памяти и когнитивной функции, обычно в течение примерно десяти лет, имеет разрушительные последствия как для больных, так и для их близких.

Заболевание часто включает накопление двух типов белков — называемых амилоид и тау — в мозге. Поскольку они являются одними из самых ранних физических признаков заболевания, ведущая гипотеза с 1984 года заключается в том, что это состояние вызвано накоплением этих белков, особенно амилоида, с образованием крупных липких бляшек в мозге. На этом были сосредоточены исследования и поиски лечения.

Стало ясно, что этот подход не работает. Только в 2018 году Национальные институты здравоохранения США потратили 1,9 миллиарда долларов на исследования болезни Альцгеймера. Но, согласно недавнему исследованию, частота неудачных попыток разработки лекарств от болезни Альцгеймера составила 99 процентов.

Некоторые начали подвергать сомнению амилоидную гипотезу. Отсутствие результатов усугубляется открытием того факта, что люди, в том числе некоторые в возрасте 90 лет с исключительными воспоминаниями, могут иметь мозговые бляшки без деменции. В обзоре исследований, проведенных в прошлом году, Брайс Виссел из Технологического университета Сиднея, Австралия, пришел к выводу, что нет достаточных данных, чтобы предположить, что «амилоид играет центральную или уникальную роль в болезни Альцгеймера».

«Бактерии в мозге не являются результатом болезни Альцгеймера, но они могут быть причиной»

В 2016 году исследователи обнаружили, что амилоид, по-видимому, действует как липкая защита от бактерий. Это они обнаружили, когда они вводили бактерии в мозг мышей, и бляшки развивались вокруг бактериальных клеток в течение ночи.

Бактерии были найдены и в мозге людей, которые имели болезнь Альцгеймера, когда они были живы. Но не было ясно, были ли бактерии причиной болезни или просто могли проникнуть в мозг, поврежденный болезнью Альцгеймера.

Несколько групп исследовали Porphyromonas gingivalis, основную бактерию, вызывающую заболевание десен, которая является известным фактором риска развития болезни Альцгеймера. До сих пор ученые обнаружили, что P. gingivalis проникает и воспаляет области мозга, пораженные болезнью Альцгеймера; что инфекции десен могут усугубить симптомы у мышей, генетически модифицированных для лечения болезни Альцгеймера; и что бактерия может вызвать воспаление мозга, подобное болезни Альцгеймера, повреждение нервной системы и амилоидные бляшки у здоровых мышей.

Совершенно новая гипотеза

В настоящее время исследователи из Кортексима и нескольких университетов сообщают об обнаружении двух токсичных ферментов, которые P. gingivalis использует для питания тканей человека, в 99 и 96% из 54 образцов мозга человека с болезнью Альцгеймера, взятых из гиппокампа — области мозга, важной для памяти. Эти расщепляющие белок ферменты называются гингипаинами, и они были обнаружены на более высоких уровнях в ткани головного мозга, которая также имела больше тау-фрагментов и, следовательно, более когнитивное снижение.

Команда также нашла генетический материал от P. gingivalis в коре головного мозга — области, вовлеченной в концептуальное мышление.

«Это первый отчет, показывающий ДНК P. gingivalis в мозге человека и связанные с ним гингипаины, связанные с бляшками», — говорит Сим Синграо из Университета Центрального Ланкашира, Великобритания. Ее команда ранее обнаружила, что P. gingivalis активно внедряется в мозг мышей с инфекциями десен.