Неизвестные факты о смерти Зои Космодемьянской
Москва, 09:20, 09 Июн 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.
В середине девяностых годов прошлого века, историки получили доступ к ранее засекреченным материалам. Падение такой великой страны как СССР повлекло за собой волну разоблачений многих идеологических мифов. Под пристальное внимание историков, журналистов и общественных деятелей попала биография легендарной Зои Космодемьянской. Даже октябрята знали ее знаменитые слова о том, что “всех не перевешать” и она стала первой женщиной, которой было посмертно присвоено знание Героя Советского Союза.
Была ли Зоя членом партизанского отряда?
В школьных учебниках тех лет говорится, что она была членом партизанского отряда. Партизанами становились местные жители и военнослужащие, при отступлении отставшие от своих частей. Они оказывали посильное сопротивление фашистским захватчикам, взрывая железнодорожные пути, захватывая и уничтожая вражеские конвои с боеприпасами, горючим и продовольствием.
Зоя Космодемьянская, которая получила подпольную кличку Таня, закончила специальные курсы подготовки диверсантов. На выполнение задания в районе деревни Петрищево восемнадцатилетняя девушка прибыла из Москвы. По словам фронтовой разведчицы Александры Федулиной, Зоя была бойцом секретной диверсионно-разведывательной группы № 9903. Командовал этим подразделением полковник Артур Карлович Спрогис, который возглавлял партизанское движение на территории Подмосковья, Украины и Белоруссии.
Об обучении советских диверсантов рассказывал историк Андрей Ведяев. Он писал, что такие курсы длились не более трех дней, потому что было важно любой ценой остановить наступление врага и молодые люди, движимые патриотизмом, стремились как можно скорее получить необходимые навыки. Пред ними стояла задача быстро освоить боевое оружие, научиться обращаться со взрывчаткой, уметь уверенно ориентироваться на местности. Все это было жизненно необходимо для самостоятельных действий в тылу врага.
Членом этого секретного отряда в те годы была и Клавдия Милорадова. Она вспоминала, что такое скоротечное обучение никак не могло подготовить “желторотых” бойцов к выполнению сложных заданий. Большинство этих ребят гибли в первые же дни своих операций.
Вспомним и печально-известный приказ Сталина под номером 0428. Главнокомандующий поставил подпись под ним 17 ноября 1941 года, и эта директива была тут же ревностно принята к исполнению на местах. В документе упоминалось о том, что из-за распутицы немцы не успеют подвезти зимнее обмундирование и останутся неподготовленными к суровым холодам. По мнению идейных вдохновителей состряпавших этот приказ, если начать поджигать дома на подступах в Москве, то можно таким образом ослабить боеспособность фашистских войск. Они были уверены, что немцы плохо переносят русские холода и оставшись без соответствующих укрытий не смогут воевать дальше.
Знаменитый советский разведчик Илья Старинов называл эту директиву ставки “бессмысленный и безнравственный“. Однако все подобные оценки появились позже, а тогда тысячи добровольцев со рвением принялись выполнять этот приказ, отдавая напрасно свои жизни. Довольно скоро стало понятно, что поджоги домов никак не изменили баланса сил на фронте. Поэтому действия Космодемьянской было решено называть стихийными, а ее саму и ее соратников объявить членами партизанского сопротивления.
Версии о психическом нездоровье Космодемьянской
В годы перестройки появилось много псевдо фактов, которые очерняли имена героев Гражданской и Великой Отечественной войн. Так, о подвиге Зои писали, что она не выполняла никакого задания в тылу врага, а просто поджигала постройки из-за психических проблем со здоровьем.
Такая версия появилась после того, как врач-психиатр Андрей Бильжо рассказал журналистам об истории болезни пациентки Космодемьянской, которую якобы он лично держал в руках. Он утверждал, что нашел медицинские документы в архиве психиатрической лечебницы им. П. П. Кащенко и в этих бумагах значился неутешительный диагноз Зои — шизофрения. Именно это обстоятельство и позволило доктору сделать предположение, что девушка не проявляла чудеса стойкости во время допроса и не хранила молчание благодаря несгибаемой воле, а просто испытывала состояние «кататонического ступора с мутизмом». Это состояние похоже на оцепенение и по словам Бильжо, она не могла разговаривать и не реагировала на боль. По словам этого искателя исторической правды, все документы, подтверждающие его версию, уже были уничтожены по требованию родственников Зои во время перестроечной неразберихи.
Косвенно согласны с этой версией и авторы другого материала, опубликованного в 1991 году в популярном еженедельнике «Аргументы и факты». В 43-м номере издания было напечатано интервью с сотрудниками научно-методического центра детской психиатрии которые работали в этом учреждении в послевоенные годы. Опять же по их словам, из архива центра была изъята история болезни Зои Космодемьянской, в которой и находилось заключение на ее обследование в психиатрической больнице для окончательной диагностики шизофрении.
Эти версии пыталась проверить журналистка Надежда Арабкина. Она сверяла имена врачей, которые по словам сотрудников центра, поставили такой диагноз. Но такого имени врача просто не значилось в списках медперсонала, поэтому Надежда сделала вывод о том, что его просто не существовало.
Что не вызывает никаких сомнений и имеет документальное подтверждение, что Зоя, за год до своего подвига, действительно была тяжело больна. В больнице Боткина она проходила лечение острой менингококковой инфекции, а после интенсивного курса была направлена на реабилитацию в санаторий «Сокольники».
Кто предал советских бойцов?
Теперь остановимся на обстоятельствах ареста Зои. В документах того времени можно найти лишь сухую фразу о том, что партизанку схватили фашисты. Никаких подробностей этого ареста не описывается. Это странно для подвига, на котором воспитывалось не одно поколение молодых строителей коммунизма.
Существовала версия, что ее выдал фашистам один из членов их диверсионной группы Клубков, который попав в плен стал предателем, не выдержав пыток. Он потом давал показания и в застенках НКВД, где и признался в своем предательстве, однако историки отмечают, что методы советских следователей по выбиванию нужных показаний были очень эффективными, поэтому такая версия не может считаться абсолютно достоверной.
Сейчас известно и о роли местных жителей в той трагической гибели советской диверсантки. Жители деревни Петрищево тогда активно сотрудничали с оккупантами. Но допустить обнародование такого скандального факта, партийное руководство не могло по вполне понятным соображениям. Важно было поддерживать высокий патриотический настрой народа, сражавшегося с фашистскими войсками.
Что случилось в Петрищево
После переброски к месту операции, Зоя и два ее соратника заняли наблюдательные позиции и выяснили в каких домах были расквартированы немецкие офицеры. В их распоряжении были бутылки с зажигательной смесью и диверсанты сумели быстро поджечь несколько домов. Когда от «коктейля Молотова» пылали избы крестьян Смирновой, Солнцева и Кареловой, Зоя подобралась и к дому Семена Свиридова. Хозяин заметил девушку и сразу выдал ее врагам. Видимо для крестьян немцы, которые обещали материальные блага за лояльность к новой власти, были не так страшны, как партизаны, поджигающие крестьянские дома. Опасность потерять кров суровой зимой, разозлило местных жителей и весь свой гнев они направили на девушку.
Жена Смирнова — Аграфена, прямо на допросе избивала арестованную палкой, а ее соседка Фекла Солина вылила на Зою ведро зловонных помоев. Эти “народные мстители” позже были расстреляны советскими солдатами, как предатели и фашистские пособники.
Из школьного курса мы знаем, что крестьян насильно сгоняли на место публичной казни Космодемьянской. На самом деле они собрались там сами и не испытывали к искалеченной девушке жалости, ими руководило лишь желание отомстить за уничтоженное добро.
Историю подвига 18-летней Зои Космодемьянской описал военный корреспондент Петр Лидов. В январе 1942 года, когда советские войска уже перешли в контрнаступление и погнали фашистов от Москвы, в газете «Правда» появилась статья про героическую смерть советской патриотки. Красочно было описано утро казни, когда изувеченную девушку волоком тащили к эшафоту. Повесили ее 29 ноября 1941 года и оставили тело для устрашения всех инакомыслящих. На груди казненной была приколота табличка «Поджигатель домов».
Те фразы, которые стали хрестоматийными, скорее всего были придуманы автором статьи. Репортер рассказал, что последними словами комсомолки стали:«Нас двести миллионов! Всех не перевешаете! Вам отомстят за меня!»
Сейчас совершенно не важно, звучали ли такие слова или это был пропагандистский ход. Не имеют значения и подробности диагноза этой смелой девушки, которая в свои восемнадцать лет не только ушла воевать добровольцем, но и погибла, выполняя свой долг перед Родиной. Помнить стоит только то, что это было героическое поколение, которое кровью и беспримерным мужеством заслужило ту Великую Победу.