Защитить пенсионную реформу на «Прямой линии» у Путина вряд ли получится

Москва, 13:11, 20 Июн 2019, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.

Сегодня, 20 июня, пройдет традиционная 17-я по счету «Прямая линия» с президентом Владимиром Путиным.

«Глава государства ответит на вопросы, интересующие граждан, касающиеся общественно-политической и социально-экономической жизни страны, а также международной обстановки», — говорится в сообщении на сайте Кремля.

Задать вопрос президенту можно с помощью СМС, ММС, через социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники».

«Кроме того, непосредственно во время эфира выйти на прямую видеосвязь со студией смогут пользователи приложений „Москва — Путину“ и „ОК Live“», — отмечается в в сообщении.

Основные темы «Прямой линии» с президентом в 2019 году

Основными темами «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным в этом году могут стать вопросы реализации нацпроектов, пенсионное обеспечение, увеличение общественного контроля и международные отношения, считают политологи.
Они также полагают, что многие россияне все еще воспринимают главу государства как «окно последней надежды», а иногда как волшебника или Деда Мороза.
«Прямой линии» с Путиным начнется 20 июня в 12:00 по московскому времени. Прием вопросов начался с 8:00 мск 9 июня и продлится вплоть до окончания программы 20 июня.
Как сообщили ранее в эфире телеканала «Россия 24» со ссылкой на данные колл-центров, на 17 июня к «Прямой линии» с президентом поступило 700 669 обращений, из которых 408 044 обращения по телефону, а 201 315 обращений россияне написали в СМС или ММС.
Эксперты сошлись во мнении, что большое внимание во время общения с народом президент уделит вопросам, касающимся социально-экономической ситуации в стране.
«Я думаю, что на «Прямой линии», поскольку это общение, прежде всего, с гражданами, безусловный приоритет будет отдан вопросам социально-экономической ситуации и всего того, что относится к вопросам внутренней политики России. Международная тематика тоже будет затрагиваться, но представляется, что все-таки доминировать будет внутриполитическая», — отметил политолог, старший преподаватель МГИМО МИД РФ Алексей Зудин.
Немаловажно, по мнению эксперта, что эта «Прямой линии» – первая после пересмотра порядка выхода на пенсию. Он полагает, что вопросы на эту тему неизбежны.
Политологи предположили, что Путин также будет много говорить о ходе выполнения нацпроектов.
«Конечно, основной темой этой «Прямой линии» будут ход и выполнение национальных проектов. Владимиру Путину либо придется признать, что с этим есть большие проблемы, либо познакомить публику с информацией, которая свидетельствует об обратном. Пока все выглядит так, что Путину придется признать серьезное отставание в сроках реализации имплементации майского указа 2018 года», — отметил гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
С ним согласен и руководитель «Политической экспертной группы» политолог Константин Калачев, который считает, что помимо нацпроектов как инструментов развития президент также будет говорить о новых технологиях, о цифровой экономике, о диверсификации экономики в целом, о снижении экспорта несырьевых товаров.
Среди других предполагаемых социально-экономических тем эксперты также назвали состояние благоустройства, качество жилищного фонда и дорог, доступность и качество медицинских и образовательных услуг, доходы населения, проблемы с вывозом и переработкой мусора, экологией и коррупцией.
Политологи подчеркнули, что главной задачей «Прямой линии» с президентом остается повышение социального оптимизма.
«Это возможность продемонстрировать людям, что ситуация в стране на контроле у президента, что курс развития неизменен, что повестка – это повышение благосостояния людей, уровня и качества их жизни, для чего задействуются все экономические рычаги», — пояснил Калачев.
Он добавил, что многие россияне все еще воспринимают главу государства как «окно последней надежды, а иногда даже как волшебника или Деда Мороза.

Зададут ли Путину вопросы о пенсионной реформе

Интрига — в какой форме будут звучать эти вопросы, и как будут расставлены акценты в ответах. Будут ли сделаны определенные авансы и озвучены инициативы по смягчению реформы, потому что для власти сейчас критически важно поднять рейтинг Путина.

Напомним, рейтинг главы государства устойчиво снижается с августа 2018-го, когда президент взял на себя ответственность за пенсионную реформу. Причем, до сих пор инициативы Кремля, связанные с выправлением рейтинга, оказывались неэффективными.

ВЦИОМ в конце мая сообщил, что уровень доверия Путину достиг минимума за 13 лет — 31,7%. Неделю спустя рейтинг стал еще ниже — 30,5%. Глава ВЦИОМ Валерий Федоров объяснил этот феномен на телеканале «Дождь»: граждане «не верят, что жизнь завтра будет лучше, чем сегодня».

Комментируя пенсионную реформу, он указал на «перечеркнутые ожидания» россиян на увеличение зарплат, улучшение медицины и образования.

«Прямая линия» должна, по идее, оказать поддержку и прокремлевским фигурам в регионах.

В этой ситуации сам факт упоминания Путиным пенсионной тематики становится политическим индикатором.

Каким будет ответ президента

Политологи считают, что президент либо сделает вид, что проблемы вообще не существует — ни словом пенсионную реформу не упомянет — либо, как в августовском телеобращении, попытается убедить соотечественников, что возраст выхода на пенсию повышен ради их собственного блага, либо озвучит сценарии смягчения «людоедской» реформы.

По сути, Путин оказался в ситуации цугцванга. И может ли он в принципе из нее выбраться — вопрос открытый.

Президенту по сути нечего сказать нынешним предпенсионерам. А что скажешь, если каждого ограбили на миллион рублей, когда заставили дополнительно поработать пять лет?

Путин мог бы выиграть, если бы выступил как Си Цзиньпин. Если бы заявил, что приватизация была несправедливой, и стольких-то бизнесменов и чиновников он посадил, чтобы вернуть народу социалистическую собственность.

Или если бы президент РФ заявил, что теперь пенсионеры в России получают права, как у китайских пенсионеров. А пенсионеры в КНР, рассказывал Си Цзиньпин на ПМЭФ, имеют право дважды в год поехать туристами в любую страну — на выбор. По профсоюзным путевкам, заметим.

Такое выступление не просто подняло бы рейтинг Путина. Рейтинг бы, по новой методике ВЦИОМ, взлетел бы до 146% – не меньше.

По сути, «Прямая линия» с Путиным – это необходимый ритуал. И пусть эффективность этого ресурса падает, Кремль попытается выжать из него все возможное, до последней капли.

Политологи предполагают, что  защитить реформу на «Прямой линии» у Путина вряд ли получится.

Политологи напомнили, что в прошлом году формат «Прямой линии» немного реорганизовали: в студии Гостиного двора, где проходило мероприятие, не было зрителей, но при этом губернаторы и министры находились на связи в формате видеоконференции. Президент обращался к ним за разъяснениями.
Однако количество просмотров «Прямой линии» в 2018 году оказалось невысоким: согласно исследованию компании Mediascope, ее посмотрели 5,78 миллиона человек, тогда как в 2017 году аудитория составила 6,2 миллиона.
Тем не менее, формат «Прямой линии» по-прежнему актуален для россиян, поскольку дает им уникальную возможность напрямую обратиться к главе государства и убедиться, что его идеи созвучны их собственным, подчеркнули эксперты.
«Думаю, главное, для чего эти линии проводятся – чтобы люди ощущали адекватность президента их ожиданиям, настроениям и потребностям. Чтобы настроение после просмотра было лучше, чем настроение до просмотра», — отметил политолог Калачев.
Изменения, которые можно внести в формат проведения «Прямой линии», касаются в основном процедурных и организационных моментов, добавил политолог Зудин.
«Здесь возможны и, наверное, были бы хороши определенные подвижки и новации, прежде всего связанные с тем, что прямая линия — это не только некое содержательное действие, интересное для тех людей, которые задали вопросы и будут следить внимательно за тем, получат ли они ответы, и какие именно. Но это еще и публичное действие, которое будет наблюдать многомиллионная аудитория. И здесь, конечно, могут быть использованы самые различные новации для того, чтобы сделать это действие интересным для всех, кто смотрит и слушает, а не только для тех, кто задал свои жизненно важные вопросы», — пояснил он.
«Прямая линия» с президентом России в 2018 году продолжалась 4 часа 20 минут. Всего поступило более 2 миллионов обращений, глава государства ответил на 73 вопроса. В основном вопросы, которые задавали главе государства на прошлой «Прямой линии», касались социальных проблем в сфере ЖКХ, экономики, спорта. Президенту также задавали необычные вопросы о деятельности блогеров, закрытии некоторых социальных сетей, криптовалюте, его преемнике, вере в Бога.

Алексей Гончаров из Курска во время «Прямой линии» 2018 года рассказал Путину по телефону, что его беспокоит возможное повышение пенсионного возраста.

«Что касается пенсионного возраста, то вы знаете мою позицию: я всегда относился к этому вопросу в высшей степени осторожно, — расплывчато ответил Путин. — Какие меры будут предложены правительством, мы узнаем в ближайшее время».

Но уже через неделю правительство объявило о том, что пенсионный возраст будет повышен. Новость вызвала всплеск недовольства. Она серьезно обвалила рейтинг Владимира Путина, а также спровоцировала протесты в регионах. Несмотря на это, в конце прошлого года закон о пенсионной реформе был подписан.