Метеорит с Марса раскрывает, как астероид создал потоки воды под Красной планетой

Москва, 11:11, 05 Сен 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Современный анализ марсианских метеоритов выявил беспрецедентные подробности о том, как удары астероидов помогают создавать временные источники проточной воды на Красной планете.

Это исследование помогает определить потенциальное местоположение ударного кратера на марсианской поверхности, взрыв от которого отправил в космос камни с поверхности Марса миллионы лет назад.

В новой статье, опубликованной в журнале Science Advances, ученые и коллеги из Университета Глазго из Лидса, Италии, Австралии и Швеции описывают, как они использовали технику, известную как дифракция обратного рассеяния электронов, для исследования срезов двух разных марсианских метеоритов, известных как «нахлиты».

Нахлиты — это группа вулканических марсианских метеоритов, названных в честь Эль-Нахла в Египте, где первый из них упал на Землю в 1911 году. Удивительно, что эти метеориты хранят свидетельства воздействия жидкой воды на поверхность Марса около 633 миллионов лет назад. Однако процесс, который генерировал эти жидкости, до сих пор оставался загадкой.

Доктор Люк Дейли, научный сотрудник по науке о солнечной системе в Школе географических и наук о Земле Университета Глазго, является ведущим автором статьи.

Дейли сказал: «Существует огромное количество информации о Марсе, запертой в маленьких кусочках Красной планеты, которые упали на Землю как метеориты, к которым новые аналитические методы могут предоставить нам доступ.

Применяя этот метод дифракции обратного рассеяния электронов, мы смогли очень внимательно изучить ориентацию и деформацию минералов по всей площади этих образцов марсианской породы, чтобы найти закономерности.

То, что мы видели, это то, что характер деформации в минералах точно соответствует распределению жил выветривания, которые образовались из марсианских флюидов. Это совпадение дает нам захватывающие данные о двух больших событиях из истории этих пород. Во-первых, около 633 миллионов лет назад их выбил астероид, который превратил их в часть ударного кратера.

Это воздействие было достаточно большим и достаточно горячим, чтобы растопить лед под поверхностью Марса и направить его сквозь вновь образовавшиеся трещины в скале — эффективно сформировав временную гидротермальную систему под поверхностью Марса, которая изменила состав минералов в скалах, рядом с этими трещинами. Это предполагает, что воздействие астероида было загадочным механизмом для генерации жидкой воды в нахлитах спустя много времени после того, как вулкан, который сформировал их на Марсе, вымер».

«Вторая захватывающая вещь, которую это сообщает нам, — то, что камни, должно быть, были поражены дважды. Второе столкновение около 11 миллионов лет назад имело правильную комбинацию угла и силы, чтобы взорвать камни с поверхности планеты и начать их долгое путешествие в космос к Земле».

Команда ученых считает, что их результаты дают новое понимание формирования марсианского ландшафта. Регулярные бомбардировки астероидов могли оказывать аналогичное воздействие на подземный лед на протяжении всей истории Марса, создавая временные гидротермальные системы по всей планете и важные источники жидкой воды.