Беслан: воспоминания бывшего заложника
Москва, 19:40, 05 Сен 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.
1 сентября 2004 года – кровавая страница в истории Беслана и всей Российской Федерации. В тот день боевики захватили школу №1, в которой проходила торжественная линейка в честь Дня знаний. Их заложниками оказались более тысячи присутствующих на празднике, в том числе школьники, их родные и учителя.
В результате трагедии погибло 333 человека, 186 из них – дети. Журналист Юрий Дудь снял документальный фильм «Беслан. Помни». Интервью для картины дал Стас Бокоев, бывший заложник боевиков, которому тогда было всего четырнадцать лет. Молодой человек рассказал, какие эмоции он испытывал во время террористического акта.
Как развивались события в тот страшный день
Злоумышленники держали 1 128 человек в заложниках больше двух суток. Люди находились в диких условиях, им не давали удовлетворить даже самые минимальные естественные потребности. В середине третьего дня в спортзале школы №1 прогремело несколько взрывов, которые послужили причиной пожара, после чего часть здания обвалилась.
Те, у кого оставались силы, бросились бежать прочь, а Центр специального назначения ФСБ начал штурм захваченной школы. В перестрелке участвовали и гражданские лица, у которых было личное оружие. В результате погибло 28 террористов, ещё трое (в том числе одна смертница) были убиты 1-2 сентября. Нурпаша Кулав – единственный боевик, которого взяли живым. Он получил пожизненное заключение.
17 сентября того же года Шамиль Басаев взял на себя ответственность за организацию теракта. Об этом он сообщил через сообщение на сайте чеченских сепаратистов «Кавказ-центр». Следствие остаётся открытым по сей день, обстоятельства трагедии расследуют несколько комиссий, множество экспертов, а также общественные организации, но многие важные детали, в том число точное число участвовавших в этом боевиков, остаются тайной.
Рассказ очевидца
Станислав Бокоев рассказал, что наиболее страшным испытанием была жажда. По его словам, на второй день нахождения в заложниках у него начались страшные галлюцинации, повсюду ему мерещилась спасительная вода.
Приблизительно за двадцать минут до первых взрывов ему показалось, что остальных заложников выпускают на улицу, где находится кран, из которого всегда течёт вода, а его обходят стороной, ограничивают, никуда не пускают. Школьник решил, что ему нужно во что бы то ни стало добраться до источника, однако в момент, когда он собрался выйти на улицу, раздалось два мощных взрыва, в результате одного из которых он получил тяжёлое ранение в горло.
Станислав вспоминает, что в тот момент для него всё смешалось, звуков он почти не слышал. Ощущал лишь то, что кто-то пробегал сверху, кто-то падал рядом. Бывшему заложнику удалось перевязать рану случайно найденным куском ткани, перевалиться через подоконник и выбраться наружу из постепенно рушащегося здания.
Далее все события Бокоев помнит достаточно туманно. Он слышал то, как стреляли террористы и освободители, как кто-то кричал. Штурм в его памяти – достаточно смутное воспоминание, он почти ничего не запомнил. После того как началась перестрелка, освобожденные люди бросились в дальний угол школы к гаражам , где находился выход.