В православии 6 июня почитают память святой Ксении Петербургской: в чем помогает святая и как получить от нее защиту

Москва, 14:06, 05 Июн 2025, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Лева.

На протяжении более двух столетий верующие обращаются за помощью к блаженной Ксении Петербургской, чью память чтят ежегодно 6 июня. Она становится надеждой в трудные моменты: при финансовых затруднениях, проблемах с жильем, болезнях, бездетности, одиночестве, волнениях за детей и неопределенности в работе. Ксения, одна из самых почитаемых русских святых, продолжает поддерживать своих прихожан. 6 июня 1988 года на Поместном соборе Русской Православной Церкви она была официально канонизирована и внесена в число святых.

Какой была Ксения Петербургская

В Санкт-Петербурге второй половины XVIII века хорошо знали странницу Ксению, которая в любую погоду носила изношенные одежды, напоминавшие военную форму её покойного мужа — красную кофту и зелёную юбку. Как только она появлялась на рынке, жители спешили помочь ей. Купцы раскрывали свои прилавки и предлагали взять всё, что ей угодно.

Извозчики, замечая издалека её красно-зелёные лохмотья, подгоняли лошадей, умоляя её проехать с ними хотя бы несколько шагов. Люди знали: Ксения никогда не возьмёт ни одежду, ни обувь, несмотря на суровые морозы и ветра Петербурга. Зато могла принять какой-нибудь маленький подарок — пряник, пуговицу или монету — чтобы сразу же отдать его нуждающемуся. Считалось, что удача приходит и к тому, у кого Ксения что-то берёт, и к тому, кому она это дарит.

Если Ксения обходила стороной подарки, это не было случайностью — казалось, она видела насквозь, словно рентгеном, скрытые грехи тех, кто пытался что-то ей преподнести. Торговцы, встречая юродивую, будто проверяли самих себя, надеясь на благосклонность судьбы. Отказ Ксении принять дар воспринимался как тревожный знак, свидетельствующий о неспокойствии в душе или жизненных проблемах. Однако к дару её прозорливости люди пришли не сразу, и лишь со временем признали её глубокое духовное чутьё.

Молодость Ксении Петербургской

Подробности обычной жизни Ксении остаются скрытыми — история почти не сохранила сведений о тех годах, когда она жила, как все. Точная дата её рождения неизвестна, хотя предположительно она появилась на свет в первой трети XVIII века. Известно лишь, что её отец звали Григорий, а сама Ксения была замужем за Андреем Феодоровичем Петровым — полковником и певчим придворного хора. Семья жила вполне обеспеченно. Это всё, что достоверно известно о её жизни до трагического события: в возрасте двадцати пяти лет Ксения неожиданно потеряла супруга.

Смерть мужа стала для неё не просто тяжелой утратой, но и сильным духовным потрясением — он скончался, не успев принять исповедь и причастие.

 

 

Для верующего человека утрата близкого без надлежащего церковного отпевания — это большой страх и неясность относительно судьбы души после смерти; раньше православные относились к смерти с особым трепетом и серьёзностью. В душе и сознании Ксении, оставшейся вдовой, произошла глубокая перемена: она осознала бренность и мимолетность земного счастья. Пропитанная этим осознанием, молодая женщина отвернулась от мирских благ и посвятила оставшуюся жизнь служению духовному миру.

Как Ксения Петербургская начала свой святой путь 

Дальнейшие события глубоко отпечатались в народной памяти. В день похорон Ксения, молодая вдова, облачилась в одежду своего мужа и, принимая соболезнования, заявляла, что не умер Андрей Феодорович, а умерла она сама — Ксения Григорьевна больше не существует, теперь она — мертва для мира. С этого момента она отказалась от своего имени и требовала, чтобы ее называли Андреем Феодоровичем. Родные решили, что горе подорвало её рассудок. Их опасения усилились, когда на следующий день Ксения раздала своё имущество бедным, пожертвовала деньги в церковь и передала дом знакомой с условием, что та будет приютом для нуждающихся.

 

Все происходящее казалось необычным, и родственники настояли на медицинском обследовании Ксении. Однако врачи признали, что Ксения Григорьевна Петрова, двадцатишестилетняя вдова, психически здорова и способна самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Ее не задержали, и так началось более сорока пяти лет её жизни в образе юродивой, странствующей по улицам Петербурга.

В изношенной одежде мужа и порванной обуви она с поразительным терпением и смирением переносила капризы петербургской погоды и жизнь на открытом воздухе. Лишь однажды ее видели в ярости — когда жестокие мальчишки начали забрасывать её камнями и грязью, переступая все границы. Свидетели сначала оставались равнодушными, но увидев гнев Ксении, были так потрясены, что тут же прекратили издевательства. С тех пор подобного больше не повторялось.

Юродство Ксении Петербургской

Термин «блаженная» обозначает святую, достигшую подвига юродства во имя Христа — самой необычной и редкой формы святости. Этот подвиг включает не только сознательный отказ от привычного комфорта, материальных благ и удобств, но и полный отказ от дома, собственности, включая одежду, а также от близких человеческих связей — всего, что связывает человека с земной жизнью. Но и это не всё.

Трудно представить, что кто-то добровольно откажется от разума — той части сознания, которая отвечает за бытовое благополучие. Юродство Христа требует именно этого — полного пренебрежения логикой и прагматизмом ради высшей цели. Для юродивого важнейшим становится не личное счастье, здоровье или материальное благосостояние, а стремление к Царству Небесному. Всё, что отвлекает от этого пути, включая разум, утрачивает своё значение и ценность.

 

Главное отличие юродивого от тех, кто нарушает общественные нормы по иным причинам, в том, что всё его внимание и стремления направлены исключительно на Бога. Подвиг юродства — это испытание особым мужеством, ведь человек сознательно отдаляется от мира и становится объектом осуждений, насмешек и даже откровенных издевательств. Но именно терпеливое принятие этих испытаний помогает преодолеть главный и коренной грех — гордыню. Победить гордость — одно из самых трудных духовных испытаний.

Как говорил святой Серафим Саровский, юродство ради Христа требует исключительной силы духа и является даром Божьим, а не результатом собственного выбора или стремления. Такой подвиг приходит только по призванию свыше.

Странности Ксении Петербургской

Со временем жители Петербурга стали замечать в Ксении не только необычное поведение, но и дар прозорливости, а также чудотворную силу. Женщины верили, что достаточно лишь прикоснуться к больному ребенку, чтобы тот вскоре пошел на поправку — это явление они называли «сиянием благодати» блаженной.

Даже при жизни Ксения обладала даром предвидения. На протяжении 45 лет она скиталась по улицам города, своими молитвами «обличая мирское безумие мнимым безумием» и «защищая Петербург от бедствий через всенощное бдение». В церковных молитвах ее почитают как верную спасительницу, которая приходит на помощь тем, кто находится на грани отчаяния.

Как и где молиться святой Ксении Петербургской

Сотни историй передаются из уст в уста о том, как молитвы перед иконой блаженной помогали избавиться от бед и несчастий. С XIX века стало традицией молиться ей как в уединении дома, используя молитвослов, так и в храме во время специальных молебнов. В это же время сложился обычай паломничества к могиле Ксении на Смоленском кладбище в Петербурге — верующие брали землю с ее могильного холма и иногда добавляли её к своей земле дома.

В середине XIX века на месте захоронения Ксении была построена небольшая часовня, однако число поклонников святой росло, и в 1902 году на этом месте возвели более просторную часовню, посвящённую блаженной Ксении Петербургской. При обращении к святым важно помнить, что молитвы должны исходить не из эгоистичных желаний, а быть искренними и чистыми.