Су-35С слишком эффективен – есть ли перспективы у Су-57?

Москва, 12:44, 05 Ноя 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Трехминутный клип «Звезды» об учебном боевом вылете Су-35С над Сирией дает крупным планом снимки из истребителя, готовящегося к полету, взлета, круиза над сирийским побережьем и запуска ракет. В аккаунте телеканала на YouTube опубликована слегка расширенная видеозапись того же упражнения.

Первые истребители Су-35С прибыли на российскую авиабазу Хмеймим в 2016 году, относительно поздно, во время гражданской войны в Сирии. Они хорошо показали себя в качестве прикрытия российских самолетов во время бомбардировок против наземных целей, но, опять же, в начале 2016 года сирийским силам России непосредственно не угрожало воздушное пространство. Поэтому Су-35С был ограничен ролью воздушного сдерживания на фоне продолжающегося дипломатического скандала между Москвой и Анкарой, который прекратился только во второй половине 2016 года.

Сегодня авиация продолжает оставаться ключевым военным компонентом в обеспечении соблюдения российских «зон деэскалации», разбросанных по западным частям Сирии, и в периодических бомбардировках против целей ИГИЛ.

С первых дней и до 2019 года сирийский конфликт продолжает приносить пользу в качестве учебного и испытательного полигона для следующего поколения российских военнослужащих. Именно здесь появляется возможность реализовать главный потенциал самолета Су-35С — тактический потенциал. Для обеих пилотов это прекрасная возможность отточить свои навыки.

Попутно российские инженеры разрабатывают ноу-хау по техническому обслуживанию самолетов после реальных, хотя и малоинтенсивных боевых задач.

За исключением эпизодических полетов Су-57, Су-35С является одним из самых совершенных российских военных самолетов, которые будут развернуты в Сирии. В качестве глубокой модернизации мощного советского истребителя Су-27, Су-35С может похвастаться обновленной авионикой (бортовой электроникой), новой облегченной конструкцией, возможностью векторной 3D тяги и значительно расширенным набором вооружения. В частности, последняя включает ракеты класса «воздух-воздух» «Вымпел» Р-77, которые должны выгодно конкурировать с американской платформой AIM-120 AMRAAM, и противокорабельный вариант российских крылатых ракет «Калибр».

Су-35С был задуман как временное решение — как модернизированный истребитель воздушного превосходства для поддержки российских аэрокосмических сил (ВКС) в течение 2010-х годов, пока истребитель-невидимка пятого поколения Су-57 не поступит в серийное производство. Но Су-35С был почти слишком успешен, продемонстрировав так много вариантов производительности и ролевой универсальности, что он, похоже, свел на нет преимущества своего более дорогого преемника Су-57.

В краткосрочной перспективе вполне вероятно, что будет минимальная эксплуатационная разница между последними Су-35С и первыми серийно выпускаемыми Су-57. В настоящее время существует даже вероятность того, что оба истребителя могут использовать один и тот же турбовентиляторный двигатель АЛ-41Ф1.

Но, как это обычно бывает с платформами следующего поколения, ВКС не заботится о немедленной ценности. Скорее, военные рассматривают Су-57 как долгосрочную инвестицию, которая будет постепенно выводить из эксплуатации устаревшие самолеты, чтобы в ближайшие десятилетия стать основной платформой превосходства авиации России. В то же время Су-35С продолжает занимать высшие эшелоны российской аэрокосмической техники как истребитель подавляющего авиационного превосходства ВКС.