Повышение утилизационного сбора в 2020 году, сколько будут стоить автомобили

Фото: ShutterStock
ГЛАВНАЯ / Новости Авто

Москва, 08.02.2023, 04:17:19, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.

25 ноября стало известно, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о повышении ставок утилизационного сбора на автомобили с 2020 года.

Утилизационный сбор — это платёж за утилизацию товара. Он может включаться в стоимость товара, взиматься отдельно при продаже или перед утилизацией. В России во время действия программы утилизации автомобилей 2010—2011 годов он составлял 3000 рублей и взимался с владельца при заключении договора утилизации. С 1 сентября 2012 года утилизационный сбор стал взиматься при таможенном оформлении. При этом базовая ставка для легковых автомобилей составляла 20 тысяч рублей, для грузовиков и автобусов — 150 тысяч. Итоговый размер платежа зависел от технических характеристик и возраста машины.

Утильсбор в 2019 году

Утильсбор был введен в 2012 году фактически как компенсация снижения пошлин после вступления России в ВТО: сначала сбор платили только импортеры, но с 2014 года его распространили на весь рынок, а локализованным автоконцернам взамен стали предоставлять промышленные субсидии. В 2016 году сбор был проиндексирован на 65%, в 2018 году — в среднем на 15%, но по некоторым позициям — на 90%. После этого росли и цены на автомобили.

Сегодня утилизационный сбор платят не только производители и импортеры, но и покупатели транспортных средств.

Утилизационный сбор  — это разовый платеж, который государство взимает с производителей или покупателей транспортных средств. Утилизационный сбор предназначен для того, чтобы профинансировать утилизацию транспортных средств после их эксплуатации в соответствии с экологическими нормами.

Утилизационный сбор был введен в России в 2012 году. Его обосновывали необходимостью компенсации снижения пошлин после вступления РФ в ВТО. До 2014 года его платили только импортеры. Ставка сбора зависит от типа автомобиля, его возраста и объема двигателя.

Последний на настоящий момент раз ставки утилизационного сбора повышались в 2018 году. В среднем их подняли на 15%, но для некоторых категорий автотранспорта сбор вырос на 90%.

Первоначально утилизационный сбор взимали только с колесных транспортных средств, но  с 1 января 2016 года этим сбором дополнительно стали облагать самоходные машины, а также прицепы к колесным транспортным средствам и самоходным машинам (Закон от 29.12.2015 № 392-ФЗ).

В 2019 году платят утилизационный сбор:

производители – за транспортные средства, изготовленные в России;
импортеры – за транспортные средства, ввезенные в Россию;
покупатели – за транспортные средства, по которым не уплачен сбор.

Организации и физические лица платят утилизационный сбор, если покупают транспорт у продавца, который:

освобожден от уплаты утилизационного сбора;
должен был заплатить утилизационный сбор, но не сделал этого.
Это предусмотрено пунктом 3 статьи 24.1 Закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ.

Утилизационный сбор по каждому объекту платят только один раз. Если производитель, импортер или первый владелец единожды уже перечислил сбор, то последующие владельцы транспортного средства больше его не платят. Исключение составляют  случаи, когда модернизируют объект.

Правительство РФ утвердило повышение утилизационного сбора  в 2020 году

Утилизационный сбор вырастет с 1 января 2020 года.

Больше всего поднимутся ставки в сегменте легковых автомобилей — в среднем на 111%. При этом для машин с двигателем до 1 литра повышение составит 46%, для машин с двигателем от 3,5 литра — 145%. Сбор на самый массовый сегмент автомобилей (двигатель 1–2 литра) вырастет на 112%.

В проекте бюджета на 2020 год уже учтена индексация сбора: рост поступлений оценивается в 150,2 миллиарда рублей в 2020 году и в 48 миллиардов рублей в 2021 году.

Как изменится цена автомобилей в 2020 году

Ранее исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов оценивал возможный рост стоимости машин из-за повышения ставок утилизационного сбора в 2-4%.

Представитель аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто сообщил, что машины, которые производятся в России, если и подорожают, то незначительно. Импортные автомобили могут вырасти в цене пропорционально росту утилизационного сбора. Импортные автомобили составляют чуть более десяти процентов российского авторынка.

Правительство утвердило повышение ставок утилизационного сбора на колесные транспортные средства и прицепы с 1 января 2020 года. Об этом говорится в постановлении, подписанном премьер-министром Дмитрием Медведевым. В отношении транспортных средств, ввозимых гражданами для личного пользования ставки не изменятся, отмечает пресс-служба правительства.

Автодилеры в связи с индексацией утильсбора прогнозируют рост цен на автомобили в будущем году.

«Во избежание шокового эффекта корректировки будут растянуты во времени, но нет никаких сомнений в том, что с 1 января многие автопроизводители увеличат ценники на 2 — 4%», — подтвердил руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.

Получается, что автомобиль среднего класса стоимостью около миллиона рублей подорожает на 20 — 40 тысяч рублей уже в январе.

Как пояснили газете в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака, повышение утильсбора — это реакция на снижение таможенных ставок для сохранения общего уровня тарифной защиты.

Минимальная возможная стоимость машин из-за падения спроса уже достигнута, запаса нет, и из-за увеличения утильсбора всем придется повысить цены.

Эксперты считают, что цены с 1 января поднялись бы и без утильсбора из-за традиционного обновления модельного ряда и других объективных факторов, однако рост утильсбора окажет дополнительное влияние.

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров ранее обещал, что доля утильсбора в стоимости машин все равно не превысит 1,5-2%.

Автодилеры, конечно, переложат рост утильсбора на покупателей. Цены с 1 января выросли бы и без утильсбора из-за традиционного обновления модельного ряда и других факторов. Но повышение утильсбора окажет дополнительный эффект, отмечает «Автостат».

Помимо повышения утильсбора, подорожание автомобилей может быть отчасти вызвано отменой компенсаций пошлин на комплектующие, а это рост цен еще на 2-3%. В итоге стоимость нового автомобиля может увеличиться на 7-9%.

Что касается автомобилей отечественного производства, ожидать значительного роста стоимости не стоит, утверждают дилеры. Дело в том, что повышение утильсбора компенсируется отечественным заводам-изготовителям.

Ценник у практически всех автодилеров будет так или иначе переписан уже в первых числах января. Никто не будет дожидаться окончания новогодних праздников, поскольку автосалоны в эти дни будут работать.

 

 

 

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Комментарии

Ваше мнение

Это интересно