Искусство римских геодезистов вновь изумляет в недавних раскопках в Помпеях

Москва, 19:27, 03 Дек 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Технические навыки римских землемеров-агримензоров — техников, отвечающих за центурирование (разделение земель) и других исследований, таких как планирование городов и акведуков — просто легендарны. Например, чрезвычайно точные проекты центурирования все еще видны сегодня в Италии и в других средиземноморских странах. Их работа также имела религиозные и символические связи, связанные с основанием городов и этрусской традицией.

Эти техники были названы Громатиками из-за их главного рабочего инструмента, названного «грома». Он был основан на кресте, состоящем из четырех перпендикулярных плеч, каждый из которых содержал шнуры с одинаковым весом, действуя как отвесы. Геодезист может с высокой точностью выровнять две противоположные, очень тонкие отвесные линии с опорными вешками, удерживаемыми ассистентами на разных расстояниях или закрепленными на местности, так же, как геодезические рейки (линейки с красной и белой разметкой) используются в современной теодолитной съемке.

До настоящего времени уникальный известный пример грома происходил из раскопок Помпеи, в то время как изображения, иллюстрирующие работу Громатиков, были переданы только средневековым кодексом, датирующимся много веков после того, как искусство агримензоров больше не практиковалось. Похоже, что снова Помпеи — это место, где может появиться новая информация об этих древних архитекторах. В рамках Великого Помпейского проекта, который был открыт в 2014 году и софинансирован Европейским сообществом, новые археологические исследования обнаружили дом с торжественным фасадом. Внутри были найдены почти неповрежденные полы с двумя красивыми мозаиками, вероятно, изображающими Ориона, и серией загадочных изображений.

 

 

Интерпретация изображений была недавно дана в совместном документе Массимо Осанной, директором археологических раскопок Помпеи, и Луизой Ферро и Джулио Магли из Школы архитектуры Миланского политехнического университета. Среди изображений, например, квадрат, вписанный в круг. Круг разрезан двумя перпендикулярными линиями, одна из которых совпадает с продольной осью атриума дома и выглядит как своего рода роза ветров, которая указывает на правильное деление круга на восемь одинаково разнесенных секторов. Изображение поразительно похоже на изображение, которое использовалось в средневековых кодексах, чтобы проиллюстрировать, каким образом громатики делят пространство. Другое сложное изображение показывает круг с вписанным в него ортогональным крестом, соединенным пятью точками, расположенными в виде небольшого круга, с прямой линией с основанием. Целое появляется как изображение громы.

Дом использовался для собраний или сам владелец принадлежал к гильдии громатиков? Мы не знаем это наверняка. В любом случае, однако, и еще раз, Помпеи показывает себя как бесценный источник в понимании ключевых аспектов римской жизни и цивилизации.