Грабеж и обман – эксперты призвали россиян следить за достоверностью платежек от коммунальщиков

Москва, 05:10, 06 Дек 2019, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.

Холодная батарея, регулярные перебои с горячей водой и астрономический счет – ситуация, знакомая многим россиянам. Но даже стабильно обслуживая потребителей, представители сферы ЖКХ сравнительно законно могут «обкрадывать» их. Эксперты рассказали об основных лазейках для коммунальщиков, и способах борьбы с ними.

По мнению Игоря Артемьева, руководителя Федеральной антимонопольной службы, размер переплаты за ЖКУ достигает 100%. Цифра обусловлена методами расчета тарифов.

Тепло – дорогое удовольствие

С наступлением холодов до 60% суммы счета за ЖКУ приходится на отопление, объяснила Светлана Разворотнева, руководитель НП ЖКХ «Контроль». И его подача не всегда соответствует потребностям населения. В итоге люди «пекутся» во время бабьего лета или мерзнут с ранним приходом морозов.

Средняя стоимость гигакалории – 1900 руб. Расход тепла определяется по нормативам или показаниям счетчика. Приборы устанавливаются на дом, так как системы многоэтажек обычно не рассчитаны на квартирные устройства. Счетчики призваны снизить расходы, но бывают обратные ситуации. Разворотнева привела в пример село Тесь, Красноярский край, где 170 человек получили за октябрь платежки минимум на 110 000 руб.

Оказалось, руководитель новой котельной решил компенсировать за счет потребителей расходы на ремонтные работы, включая установку счетчиков. Последние оказались нестандартными требовали замены. В этом случае, объяснила Разворотнева, людей ожидает перерасчет на более адекватные цифры. Виновник был уволен.

Дополнительной проблемой остаются перебои в подаче тепла. Особенно она ощутима для северных регионов. Коммунальщики делают автоматический перерасчет при масштабных авариях. Если потребитель сразу не сообщит о локальной проблеме, платеж рассчитают по стандартной схеме. При круглогодичном использовании отопления ежемесячная сумма может определяться прошлыми показателями. То есть за сравнительно теплый март с соответствующей температурой батарей потребуют как за морозный февраль.

Все связано

Эксперты отмечают взаимосвязь сетей. Так, рассчитываясь за горячую воду, человек оплачивает подогрев холодной. Это – еще один способ жульничества для коммунальщиков, считает Сергей Креков, глава партии «СтопЖКХ». Сложность расчета обеспечивает сильное колебание тарифов даже в пределах населенного пункта. За куб горячей воды требуют от десятков до тысяч рублей.

Плохое центральное отопление ведет к росту расхода других энергоносителей. Люди активнее используют газовые и электрические устройства для обогрева. Итог – увеличение суммы в несколько раз.

Оплачивая электричество, человек рассчитывается за собственные и общедомовые расходы. Последние часто оказываются завышенными из-за упрощенного расчета. Коммунальные структуры учитывают всю техническую площадь, независимо от наличия или исправности электроприборов.

Обслуживание домовой территории

Данные тарифы устанавливаются на собрании жильцов. Но управляющие компании могут самостоятельно назначить сумму при нежелании граждан проявлять инициативу, объяснила Разворотнева. При этом размер платежа не зависит от реальных потребностей здания. Так, за обслуживание новостройки берут дорого, а в ветшающем старом фонде просят копейки. В итоге жители первых могут оплачивать ремонт вторых, если принадлежат к одной управляющей компании.

Спасение утопающих

Эксперты единодушны – россияне должны следить за цифрами в квитанциях ЖКХ, требуя объяснить происхождение суммы в любой непонятной ситуации. Для проверки тарифов на основные услуги на сайте ФАС существует специальный калькулятор. Введя данные о жилплощади, пользователь увидит, сколько должен платить. При расхождении цифр необходимо обращаться в УК или жилищную инспекцию.

Отсутствие отопления или холодные батареи позволяют потребовать перерасчет, объяснила Разворотнева. Средняя обязательная температура в комнатах — +20°С (+18°С в центральных, +22°С – в угловых). Жилец может самостоятельно измерить параметр, поставив табурет с термометром в центре помещения. Процедура проводится минимум при 2 свидетелях, данные вносятся в акт.

Управляющие компании обязаны обосновать любые изменения тарифов. Но жилец должен обратиться за объяснениями. Многие же, увидев выросшие счета, проклинают ЖКХ, но исправно платят.