Астрономы обнаружили самую далекую от нас галактику

Москва, 12:25, 15 Дек 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Свет от галактики MAMBO-9 прошел около 13 миллиардов лет, чтобы достичь антенн ALMA.

ALMA

Используя большой Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA), расположенный в пустыне Атакама, Чили, астрономы Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO) обнаружили самую далекую галактику за всю историю — MAMBO-9. Астрономы заметили свет массивной галактики, возникшей всего через 970 миллионов лет после Большого взрыва.

Это самая отдаленная звездообразующая галактика, которая когда-либо наблюдалась с Земли.

В действительности, свет галактики был обнаружен уже десять лет назад с помощью прибора Max-Planck Millimeter BOlometer (MAMBO) на 30-метровом телескопе IRAM в Испании и на интерферометре Plateau de Bure во Франции. Но это наблюдение не было достаточно чувствительным, чтобы показать расстояние до галактики.

Более того, это даже породило сомнения в существовании галактики, поскольку ученые не смогли обнаружить ее с помощью других телескопов.

Чувствительность ALMA помогла этому открытию: ученые смогли определить расстояние до MAMBO-9.

Кейтлин Кейси из Техасского университета в Остине и ведущий автор исследования сказала: «Мы обнаружили галактику в новом обзоре ALMA, специально предназначенном для идентификации пыльных звездообразующих галактик в ранней Вселенной. И что особенного в этом наблюдении, так это то, что это самая отдаленная пыльная галактика, которую мы когда-либо видели беспрепятственно».

Часто галактики, расположенные ближе к нам, заслоняют свет далеких галактик. Эти галактики впереди работают как гравитационная линза: они излучают свет от более отдаленной галактики. Этот эффект линзирования облегчает обнаружение удаленных объектов телескопами (именно так ALMA смог увидеть галактику SPT0311-58). Но это также искажает изображение объекта, затрудняя разборчивость деталей.

В этом исследовании астрономы непосредственно наблюдали MAMBO-9, то есть без линзы, и это привело астрономов к оценке ее массы. Астрономы обнаружили, что масса газа и пыли в галактике огромна: в десять раз больше, чем у всех звезд в Млечном Пути. Это говорит о том, что галактике еще предстоит создать большую часть своих звезд.

Кейси ожидает еще больше открытий в обзоре ALMA, который позволит понять, насколько эти массивные галактики распространены, как они образовались так рано во Вселенной, и почему в них столько космической пыли.

Исследование опубликовано в Астрофизическом Журнале.