«Дети оккупации»: Что стало с 10 тысячами детей австриек от советских солдат

Москва, 16:53, 16 Дек 2019, редакция FTimes.ru, автор Анна Плотницкая.

До сих пор популярное на Западе представление о массовых изнасилованиях советскими солдатами немок в 1945 году – миф. Однако близкие отношения у солдат с местными женщинами были, и от этих контактов рождались дети. Попробуем проследить за судьбами «детей оккупации».

 

Красная Армия заняла Вену 13 апреля 1945 года

По окончанию войны на 100 австрийских женщин приходилось 70 мужчин. Учитывая то, что советские войска занимали на территории Австрии привилегированное положение, а вокруг в это время царили нищета и голод, их популярность среди австриек легко объяснить.

Отношения с классово чуждым элементом

Подобные отношения были крайне нежелательными для СССР. За вступление в брак с «классово чуждыми элементами» жестоко карали. На временные отношения власть не обращала внимания, однако стоило командованию узнать о вступлении в брак или о рождении ребенка, как «виновного» отправляли в другую часть или назад в Советский Союз. Эти отношения были изначально обречены.

Женщины, родившие в послевоенное время от советских солдат, было чрезвычайно сложно. Некоторые были вынуждены родные края, чтобы защитить своих детей.

Презренные дети оккупации

Не только советское руководство негативно относилось к этой связи. Пропаганда нацистов для местных жителей не прошла даром. Они считали советских воинов недолюдьми, фанатиками-убийцами, а женщин, вступавших с ними в отношения, называли советскими подстилками.

Этих детей десятилетия не признавали ни Австрия, ни СССР. Разлученные с любимыми, австрийские женщины не получали материальной помощи и выживали как могли. Австрия после того, как ее покинули советские войска, не избавилась от ненависти к советскому народу.  Поэтому «руссен кинд» приступили к поискам родных после 1991 г., и отправились в далекую страну неизвестных им отцов.

Дети, рожденные от этих непрочных союзов, росли в атмосфере ненависти, издевок и страха.

 

«Не играйте с ней, она русская»

Мария Зильберштайн случайно услышала о своем происхождении в 12 лет. Она играла в школьном дворе, как вдруг дети принялись дразнить ее, выкрикивая:

«Не играйте с ней, она русская».

Мария бросилась домой, ища у матери поддержку, однако мать ответила, что это правда.

«Это была большая любовь, – рассказывает Мария. – Но закончилось все стандартно – папу отправили на другое место службы, общение закончилось. Мама долго ждала, потом решила выйти замуж за моего отчима – одной с ребенком после войны было чрезвычайно сложно».

В память об отце Мария хранит фотографию молодого сержанта Петра Николаевича Тамаровского.

Любовь не подчиняется законам военного времени

Вера Гансволь Тереза Заурер около двух лет жила с советским солдатом, родила от него дочь Веру.

«Мама, разумеется, скрывала свою любовь, – признаётся Вера. – Ведь связи между военнослужащими и женским населением советской оккупационной зоны в Австрии, мягко говоря, не поощрялись командованием СССР. Уличённого в любовном приключении военного сразу отправляли обратно в Советский Союз либо переводили на новое место дислокации – в Восточную Германию или Польшу. Мать ребёнка оставалась без какой-либо материальной поддержки – ни СССР, ни Австрия не помогали этим женщинам деньгами, делая вид, что проблемы нет».

Вере повезло – она сумела разыскать отца. Ее мать не захотела ехать к нему на встречу:

«Он главная и самая большая любовь в моей жизни. Я хочу, чтобы мы остались в памяти друг у друга прежними – молодыми и прекрасными».

Мы – дети героев

Детям советских солдат, рожденным в послевоенное время в Австрии, уже далеко за 70. Несмотря на трудное детство, полное унижений и тягот, они не считают себя «презренными детьми оккупации»:

«Мы дети освобождения, и наши отцы – герои, спасшие Европу от нацизма».