Почему россияне не могут задать вопросы президенту 19 декабря 2019 года

Москва, 14:40, 19 Дек 2019, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.

19 декабря ровно в полдень в огромном зале Центра международной торговли Владимир Путин начал свою очередную Большую пресс-конференцию, которую смотрят по всей стране.

1895 журналистов со всей России и других государств приехали в Москву, чтобы задать свой вопрос Президенту. Для Путина заготовлено почти 2000 вопросов, хотя спросить главу государства получится, разумеется, далеко не у всех. По статистике Президент общается в таком формате от трех до четырех часов и за это время успевает ответить на несколько десятков вопросов.

Броские наряды, плюшевые игрушки и необычные головные уборы — большая пресс-конференция Владимира Путина немного напоминает карнавал. Пятнадцатая по счету, она уже побила рекорд  по числу аккредитованных журналистов.

Где, сколько времени будет проходить пресс-конференция Владимира Путина

Большая пресс-конференция уже начала свою работу.

Сколько времени продлится нынешняя пресс-конференция неизвестно никому, в том числе и самому Путину. Телевизионщики выделили в сетке вещания около трех часов. Статистика говорит о четырех.

Прошлогодняя встреча с журналистами продлилась 3 часа 43 минуты, годом ранее — 3 часа 40 минут. Как видим, до рекорда 2008-го (почти пять часов) последние мероприятия не дотягивают.

Как задать вопрос президенту

«Президент готов отвечать на любые вопросы, «- сообщил накануне Дмитрий Песков.

«Тем более сам формат пресс-конференции абсолютно свободный. Свободное общение», — подчеркнул пресс-секретарь главы государства.

Главная ценность таких событий не в продолжительности, а в возможности задать вопрос. Для этого журналисты изо всех сил стараются привлечь внимание главы государства и его пресс-секретаря Дмитрия Пескова. Один из проверенных годами способов — развернуть огромный плакат. На нем может быть надпись, рисунок, фотография (да хоть «котики») — неважно, главное — выделиться. И ведь это срабатывает!

«Чтобы обострить еще ваш вопрос, я видел как девушка плакат поднимала, на котором написано: «Путин, бай-бай», — приглядывался к залу президент в 2017-м, но написано там было другое — «бабай» — дедушка по-татарски, этот плакат принесла журналистка из Татарстана, и слово она получила.

В  этом году Кремль попросил журналистов не усердствовать.

«Просьба во время пресс-конференции не использовать плакаты размером более формата А3 (297×420 мм), так как это мешает работе фотографов и операторов», — сообщалось в сообщении департамента аккредитации и брифингов Управления пресс-службы и информации президента. Такие письма пришли всем аккредитованным представителям прессы.

Когда в прошлом году журналистка размахивала триколором перед видеооператорами и мешала им вести съемку, Путин в шутку заметил: «Российский флаг никому не может мешать!». В этом году журналисты ограничены в способах привлечения к себе внимания.

Кроме того, всегда есть другие способы привлечь внимание: репортеры из Оренбурга пришли в фирменных кружевных платках, кто-то — в карнавальных костюмах или в нарядах снегурочки. Правда, кавказскую папаху уже изымали на входе в зал, как и шлем хоккеиста. Тут уж как повезет….

Два больших формата общения с президентом — «Пресс-конференция» и «Прямая линия» — с каждым годом становятся похожими. Журналисты все чаще формулируют вопросы, которым впору звучать на «Прямой линии». В прошлом году, например, сотрудник вестника «Семья. Общество. Традиции» рассказала президенту, что пытается открыть футбольное поле для детей из неблагополучных семей и детских домов.

Пару лет назад на пресс-конференцию попал и в итоге даже задал вопрос человек, не имеющий никакого отношения к журналистике. Глава мурманского рыбокомбината Михаил Зуб жаловался на проблемы с переработкой продукции.

В преддверии пресс-конференции многие россияне тоже планировали отправить или задать в эфире свои вопросы, забывая о формате мероприятия. Они нигде не нашли телефонов «Прямой линии», ни сайтов, куда бы можно было отправить свой вопрос. На пресс-конференции, а именно такой формат проведения декабрьского мероприятия, вопросы могут задавать только аккредитованные журналисты.

В прошлом году Песков обращал внимание, что на пресс-конференции прозвучали жалобы, не имеющие отношения к действительности, иными словами — клевета: «Фактически это были обращения граждан. Во-первых, эти люди не имели никакого отношения к журналистам, к сожалению, и своими выступлениями они, по сути, отняли время у тех журналистов, которые хотели задать вопрос президенту».

Песков признался, что не понимает, как «оградить эту пресс-конференцию от нежурналистов», тем более что Путин — сторонник открытой аккредитации.