Семья казненного в Сибири японского подполковника восстановила его репутацию спустя полвека

Москва, 09:25, 25 Дек 2019, редакция FTimes.ru, автор Мария Сосновская.

История пишется победителями. Такое высказывание часто можно встретить между строк в различных исторических работах. Но в последний десяток лет миру все чаще открывают ранее засекреченные документы, подробности которых иногда заставляют волосы вставать дыбом.

О том, что по завершении Второй мировой войны около шестидесяти тысяч военнопленных из Японии отправили в суровые сибирские лагеря, знают многие. Но далеко не всегда долго державшейся официальной версия касательно того, как они там жили, соответствовала действительности.

Спустя почти шесть десятков лет исследователям наконец удалось установить почти что потерянную истину, и восстановить репутацию одного из японских военных, который тоже попал в Сибирь. Речь идет о подполковнике японских сухопутных сил, которого сначала обвинили в шпионаже против Советов, а потом сослали в лагеря, где и расстреляли. На момент казни ему было 34 года.

Засекреченные сведения о пленных японцах

Мотомэ Ямагата, который родился в Токио и числился военным, прикрепленным к штабу Квантунской армии из Харбина, является главным героем этой запутанной истории с налетом секретности.

В начале декабря мир отмечал 72 года с начала военных действий, которые развернулись в тихоокеанском регионе. Тогда снова поднялась тема военнопленных японцев, которых советская власть отправляла в лагеря.

Согласно официальной информации, японец являлся именно тем, кто участвовал в широкомасштабной информационной войне против Советского Союза на территории Манчжурии. После того, как советские армейцы добрались до него в 1945 году, прямо на глазах членов его семьи подполковника взяли в плен. Это был последний раз, когда родственники видели Мотомэ.

Больше десятка лет никто из них не получал никаких известий о том, как обстояли дела на чужбине у их родственника. А только в 1959 году токийская администрация смогла предоставить членам семьи документ, который подтверждал его кончину. При этом, в уведомлении было прописано, что печальное событие произошло еще 1 июля 1946 года. В тексте коротко говорилось о том, что мужчина скончался из-за недуга, находясь на территории Ворошилова (сейчас это Уссурийск). В связи с этим дело было закрыто.

Но в более позднем уведомлении, которое отправляли чиновники уже современной России после развала Советов, была прописана настоящая причина, которая забрала его жизнь. Там же речь шла о том, что японца признают невиновным, а репутация должна быть восстановлена.

Как проводились поиски пропавшего подполковника

Несмотря на запоздалое разъяснение ситуации, сведений о жизни господина Ямагата в сибирском лагере почти не сохранилось. Так, например, конкретно в этом случае все изначально базировалось исключительно на догадках. А основные розыскные работы, которые позволили сдвинуть дело с мертвой точки, легли на плечи старшего сына военного.

Дзеэцу Тадааки является профессором Педагогического университета. С тех пор, как его семья получила первое уведомление о летальном исходе отца, он принялся проводить собственное историческое расследование, чтобы докопаться до правды. Для этого ему пришлось приложить немало усилий, и вплоть до 1992 разобраться в хитросплетениях бюрократии и засекреченных документах советских властей было непросто.

Дело стало продвигаться только после того, как профессора пригласили на встречу в российское посольство в Японии. Так настойчивому преподавателю стало известно, что его отец скончался отнюдь не от каких-то недугов, а стал жертвой военного трибунала СССР. Приговор, где речь идет о казни, был приведен в силу 16 октября 1946 года во Владивостоке.

Также японской семье была предоставлена справка, подписанная военным прокурором. В ней говорилось о том, что подход с вынесением приговора человеку, который совершал преступления за пределами Советского Союза по законам того времени в СССР, является ошибкой. На фоне этого и репутация Мотомэ была восстановлена.

Как вспоминают историки, это вообще был тот период, когда российские чиновники массово принимались восстанавливать репутацию тех граждан, которых репрессировали при расцвете советского периода.

Как обстоит ситуация сегодня

Профессор длительное время держал в секрете тот факт, что его папа являлся военным. Причина довольно проста: по завершении Второй мировой все армейское начальство принялись обвинять в развязывании боевых действий. Под раздачу попадали даже близкие родственники причастных к армии.

Но даже это не помешало сначала тайно, а потом и открыто заговорить Тадааки о невиновности отца. А уже в мае этого года он передал в токийскую администрацию справку о восстановлении репутации родителя. Через несколько недель было найдено и выдано личное дело подполковника, где прописали о кончине при исполнении, обозначили дату казни и сделали пометку о невиновности военноначальника.

И хотя эта ситуация больше является исключением, нежели привычным делом, так как внесение правок производилось впервые за несколько десятков лет, подобный прецедент должен помочь современникам не забывать о том, что творилось в военное время.