Кто сменил Галину Волчек и стал новым худруком «Современника»

Москва, 03:36, 03 Янв 2020, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.

26 декабря ушла из жизни Галина Волчек — художественный руководитель театра «Современник», еще с советских времен входившего в плеяду лучших театров страны. Галина Волчек, находясь в больнице попросила своих коллег найти ей преемника. Она мечтала о том, чтобы театр после ее смерти продолжал работать и радовать зрителей. Об этом рассказали актеры «Современника».

Находясь еще в бодром здравии, но в почтенном возрасте, на вопрос о том, готовит ли она себе преемника,  худрук «Современника» отвечала, что занимается поисками постоянно. «Но это должно случиться совершенно органично, как случилось со мной, — когда потребуется, коллектив сам выберет лидера. Хорошие традиции не надо нарушать», — была уверена Волчек.

Кандидаты на должность худрука театра «Современник»

Не успели похоронить Галину Волчек, как сразу начались разговоры о том, кто  займет место Галины Борисовны, тем более, что сама она так и не успела назвать имя преемника, хотя и задумывалась об этом.

Театральная общественность начала обсуждать кандидатуры на пост худрука осиротевшего храма искусства.

Своими мыслями с публикой поделилась скандальная журналистка Божена Рынска в своем Telegram-канале. Она в числе основных претендентов на театральный «трон» назвала Сергея Гармаша, Чулпан Хаматову, Виктора Рыжакова, Марину Неелову и Сергея Газарова. При этом уточнила, что сама Волчек в каком-то смысле благоволила лишь Рыжакову, заслуженному театральному деятелю, которого к тому же любит труппа.

Что касается 61-летнего Гармаша, то его кандидатуру худрук «Современника» отмела еще при жизни: по ее мнению, он, заваленный съемками в кино и концертами, слишком мало времени уделял театру. Да и пристрастие Сергея Леонидовича к спиртному сыграло свою роль.

Вопрос с Хаматовой Галина Борисовна тоже успела закрыть, безапелляционно заявив: «Ну нет…» — и коллектив Волчек поддержал. Газарова, утверждает Рынска, в «Современнике» не принимают за своего, хотя он амбициозен и проявил себя  как актер и как режиссер.

С 59-летним Рыжаковым покойная была в последние годы довольно близка, она позвала его поставить в театре премьерный спектакль. Известно, что Виктор Рыжаков преподает в школе-студии МХАТ, а также является худруком в Центре Мейерхольда. Ко всему прочему кандидатуру Рыжакова якобы поддерживают Миронов, Хаматова, Калягин, Урин, Пересильд, оба Верника, Бурковский, Могучий и Ревякина.

Кто назначен худруком «Современника»

Когда в 1970 году Ефремов объявил на собрании, что уходит во МХАТ, то труппа пережила шок. Осиротевший театр принял решение: руководить «Современником» будет худсовет, однако в 1972 году отказались от коллективного руководства, избрав главным режиссером Галину Волчек. Все проголосовали «за», и только один человек «против». Это была сама Галина Борисовна. Однако в «Современнике» решение коллектива обжалованию не подлежит, поэтому Волчек согласилась. Ей тогда было 39 лет.

Про решение коллектива никаких известий нет, а вот о назначении Московского департамента культуры стало известно сразу после смерти Галины Волчек.

Московский департамент культуры, проявив изрядную оперативность, назначил нового художественного руководителя театра «Современник» буквально на следующий день после похорон прежнего. Пост, который многие десятилетия занимала покойная Галина Волчек, достался режиссеру Виктору Рыжакову. Возможно, это не совсем та кандидатура, которая поклонникам «Современника» приходила в голову в первую очередь, но назначение Рыжакова — мера не экстренная, а просчитанная и осмотрительная.

Когда многолетний художественный руководитель театра фигура такого масштаба как Галина Волчек, воспринимавшаясь  как олицетворение «Современника», поиски преемника — задача трудная вдвойне. История театра — и мирового, и отечественного — знает, увы, немало случаев, когда после ухода настолько знаковой персоны театр, который ассоциировался с ее именем, входит в фазу если не упадка, то по крайней мере внутренней нестабильности.

С одной стороны, в самой труппе осиротевшего театра хватает ярких и медийных имен — достаточно вспомнить Сергея Гармаша или Чулпан Хаматову. С другой — назначение актера сколь угодно знаменитого на должность худрука такого театра, как «Современник»,— мера хоть и популярная, но опасная: здесь нужны в том числе и изрядные менеджерские способности, не говоря уже о том, что последние полвека «Современник» был не только звездным актерским коллективом, но и театром, прежде всего, режиссерским.

В этом смысле назначение Виктора Рыжакова выглядит как взвешенный компромисс. У него за плечами личный актерский опыт в московском ТЮЗе, он педагог Школы-студии МХАТ, что тоже немаловажно: работа с молодежью и заинтересованность в «новой крови» тоже «Современнику» были свойственны. Художественным руководителем ему тоже довелось быть: во-первых, в Театре драмы и комедии на Камчатке. Можно себе представить каково было руководить там, на максимальном отдалении от столичной «зоны комфорта», в 1990-е. Во-вторых — в процветающем московском Центре им. Всеволода Мейерхольда (ЦИМ), где Рыжакова, собственно, и застало новое назначение.
Самое главное, что он — режиссер, причем вполне востребованный и успешный. Только за последние годы на его счету несколько качественных постановок в МХТ, включая «Пьяных» Ивана Вырыпаева (которых критика признает одним самых удачных обращений к вырыпаевской пьесе), спектакль «По-Чехову. Три сестры» на сцене ЦИМа, работы в Александринском театре и в БДТ. Он ценит современную драматургию и авангардный формальный язык, но при этом в сущности остается режиссером в хорошем смысле традиционным, о чем свидетельствует прежде всего его фундаментальный интерес к актеру и актерской работе в классическом понимании.

В сочетании с личной репутацией все это, даже при всей внезапности назначения, которое на первый взгляд может показаться скоропалительным, делает Виктора Рыжакова той фигурой, которая и в театральной среде вообще, и конкретно в «Современнике» воспринимается с симпатией на уровне всеобщего консенсуса. И, очевидно, это тот случай, когда с назначением такого рода  не тянули и необдуманных решений не принимали. По информации источников поиском преемника Галины Волчек столичное культурное руководство занялось еще летом 2019 года.