Выращенный в космосе салат так же питателен, как и его земные аналоги

Москва, 11:09, 10 Мар 2020, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Ученые из Космического центра им. Кеннеди недавно сообщили об успешном выращивании салатной культуры — красного салата ромэн сорта «Чудесный» — на борту Международной космической станции (МКС). Этот выращенный в космосе красный салат ромэн столь же питателен, как и аналоги, выращенные на Земле.

По словам ученых, салат не содержит болезнетворных микробов и безопасен в употреблении, и по крайней мере он так же питателен, как растения, выращенные на Земле. Это несмотря на то, что он выращен в условиях низкой гравитации и более экстремальной радиации, чем на Земле.

Доктор Кристина Ходадад, исследователь из Космического центра им. Кеннеди, сказала: «Способность выращивать пищу в устойчивой системе, безопасной для потребления экипажем, станет критической, когда НАСА перейдет к более длительным полетам. Листовую зелень салатного типа можно выращивать и употреблять в свежем виде с небольшими ресурсами».

Результаты анализа космического салата

Помимо столь необходимого присутствия в рационе, новые продукты обеспечат астронавтов дополнительным количеством калия, так же как и питательные вещества K, B1 и C, которые в изобилии содержатся в расфасованных рационах и, как правило, разлагаются при длительном хранении. Кроме того, выращивание сельскохозяйственных культур будет особенно полезно в космических полетах на большие расстояния, аналогично предстоящим полетам на Артемида-III, текущей программе SpaceX и первой миссии НАСА на Марс, запланированной на конец 2020-х годов.

Выращенный в космосе салат был похож по составу на выращенные на Земле контрольные растения, за исключением того, что в некоторых (но не во всех) испытаниях растительная ткань, выращенная в космосе, имела тенденцию быть более обильна такими элементами, как калий, натрий, фосфор, сера и цинк, а также фенольными молекулами — с доказанной противовирусной, противоопухолевой и противовоспалительной активностью. В салате, выращенном в космосе и на Земле, также были аналогичные уровни антоцианов и других антиоксидантов, которые могут защищать клетки от повреждения свободными реактивными кислородными радикалами.

Используя технологию секвенирования ДНК, ученые исследовали микробные сообщества, живущие на растениях. Они определили 15 наиболее распространенных микробных родов на листьях и 20 в корнях. Они обнаружили, что разнообразие и идентичность этих микробов были похожи для салата, выращенного в космосе и на Земле.

Выводы

Ученые отметили: «Это сходство было удивительным, учитывая уникальные условия на МКС: вместо этого ученые ожидали, что они будут способствовать развитию отдельных микробных сообществ».

«Важно отметить, что ни один из обнаруженных родов бактерий, как известно, не вызывает заболевания у людей. Дальнейшие тесты подтвердили, что на листьях никогда не было никаких опасных бактерий, о которых известно, что они иногда загрязняют сельскохозяйственные культуры, таких как кишечная палочка и сальмонелла. В то же время количество спор грибов и плесени на них также находилось на нормальном уровне для производства, пригодного для потребления человеком».

«Следовательно, — заключили ученые, — салат, выращенный в космических вегетарианских единицах, безопасен для употребления».

Соавтор, доктор Джоя Масса сказал: «Международная космическая станция служит испытательным полигоном для будущих длительных миссий, и эти типы тестов на рост урожая помогают расширить набор кандидатов, которые могут быть эффективно выращены в микрогравитации. Будущие тесты будут изучать другие виды листовых культур, а также мелкие овощи, такие как перец и помидоры, чтобы помочь обеспечить дополнительные свежие продукты для диеты астронавта».

Исследование опубликовано в «Границах в науке о растениях».