Какой сервис предлагал «Аэрофлот» гражданам страны развитого социализма

Москва, 01:12, 20 Май 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

Гражданские авиаперевозки на территории Российской Федерации сегодня прочно связаны с компанией «Аэрофлот». Начало развития этой корпорации произошло еще в начале двадцатого века, когда только был создан Советский Союз. Теперь мы можем подробнее узнать историю создания «Аэрофлота», от истоков до образцового сервиса эпохи развитого социализма.

От общества «Добролет» до самой востребованной мировой авиакомпании «Аэрофлот» за 50 лет

Начальным пунктом истории гражданской авиации СССР можно назвать 1923-й год. Тогда с целью транспортирования грузов и почтовых отправлений было создано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролёт». Вскоре предприятие было переформатировано, так началась история компании «Аэрофлот».

Безусловно, активное развитие гражданской авиации стартовало только после окончания Великой отечественной войны. Ведь до этого момента авиапроизводители были нацелены на создание военных самолетов, истребителей и прочей техники, применяемой на полях сражений. Но война закончилась, так что назрел вопрос перевозки мирных граждан. Стали активно производиться новые реактивные пассажирские самолеты, среди которых особое место принадлежит Ту-104. С его появлением значительно сократилось время полета: если раньше долететь из Нижнего Новгорода до Москвы можно было только за четыре часа, то теперь – всего лишь за полтора.

Развитие гражданской авиации в Советском Союзе послужило толчком для создания целой сети аэропортов по всей стране. Причем были затронуты не только областные центры и ключевые города, но и менее крупные населенные пункты. Авиапассажирские рейсы производились по десяткам направлений. 1976-й год стал настоящим прорывом не только советских, но и мировых авиаперевозок, ведь в том году «Аэрофлот» первым в мире сумел перевезти более ста миллионов пассажиров.

На борту можно было курить, но достать билетик было не так просто

Гражданские авиаперевозки в СССР имели свои особенности, ведь страна была накрыта «железным занавесом». Безусловно, количество рейсов в капиталистические страны было ограничено. Некоторые правила «Аэрофлота» отличались от тех, что были привычными в других странах. Например, на борту советского самолета можно было курить, хотя подобный запрет существовал во всех мировых авиакомпаниях вплоть до 2000-го года.

В «Аэрофлоте не была организована классовая система перевозок, хотя имелась система льгот. Скидку в пятьдесят процентов на перелет могли получить участники Великой отечественной войны, люди с инвалидностью, студенты, дети. Безоплатно позволялось провезти в среднем до двадцати килограммов багажа.

Особенно активно советское население агитировали пользоваться самолетами для поездок на популярные курорты – в Сочи, Анапу, Геленджик. С агитационных плакатов симпатичные бортпроводницы зазывали советского труженика не трястись в душном автобусе или поезде, а с комфортом долететь на отдых самолетом «Аэрофлота». Советские авиаперевозки базировались на доверии к населению, поэтому билеты продавались без предоставления паспорта, чего сейчас уже не встретишь.

Такой вид транспорта настолько полюбился гражданам, что ощущалась постоянная нехватка мест на самолеты. Авиабилеты на курорты расходились за считанные дни как горячие пирожки. Можно было с трудом достать вожделенный билетик. Что уж говорить о международных рейсах: чтобы сесть на самолет, отправляющийся за границу, нужно было пройти несколько бюрократических инстанций. Интересно, что система авиаперевозок на международных рейсах была более адаптированной к западной модели: здесь была внедрена система классов.

В общем и целом, «Аэрофлот» в советское время был компанией с хорошим обслуживанием и наличием льгот, но, как ни крути, воспользоваться его услугами мог не каждый рядовой советский гражданин. Тем не менее, «Аэрофлот» демонстрировал стабильное развитие, в результате чего стал одной из самых высокоразвитых корпораций не только на отечественных воздушных просторах, но и достойным конкурентом европейским компаниям.