Как Иван Грозный ведьм гонял: история борьбы с колдовством в России

Москва, 07:27, 29 Июн 2020, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.

Сверхсила всегда пугала обычных людей. Зародившись в глубине веков, в народе начало проявляться колдовство. Тогда и возникли такие понятия, как ведьмы и нечистая сила. Как с ними боролись в России, начиная со времен правления Ивана Грозного и до двадцатого века? Колдовские расправы иногда были очень жестокими, часто — массовыми…

Миллион сожженных

Когда христианская церковь претерпевала кризис, а новая наука только начинала развиваться, люди стали глубоко верить в дьявола и прочую нечистую силу. Оттуда и берут начало так называемые инквизиции. Повсеместно в странах Европы начали гореть костры, на которых казнили тысячи жертв — ведьм и чернокнижников. Сейчас историки называют пугающую цифру — по их подсчетам, около миллиона человек сожгли как тех, кто имел дело с нечистой силой.

Репрессии вместо инквизиции

По словам историка-славянофила, в России никогда не было инквизиции. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что у нас были репрессии, которые проводились с не меньшей жестокостью. При этом, исполнителем наказаний выступило непосредственно государство.

В 1453-м году, когда пал христианский Константинополь, Европа сочла это знаком близкого Апокалипсиса. Тогда главным борцом с ведьмами и колдунами провозглашен был сам царь. Наконец, чем отличается колдовство и отношение к нему на Западе и в России? Так, если на Западе колдовство считалось преступлением против Бога и человека, то у нас это было преступление против государства и лично царя-батюшки.

Борьба с теми, кто имел дело с нечистой силой, набрала особенных оборотов во времена правления Романовых. Тогда эти дела рассматривал воевода, на подмогу которому из Москвы высылали правительственную комиссию. Для каждого конкретного случая проявления колдовства руководствовались специальным царским указом. Иногда наказаны и разгромлены были целые области.

Нередко в колдовских процессах обвиняли несколько десятков людей. Случались и более массовые инциденты. Как, например, случай в Сумах в 1664-м году. Речь идет о деле черкеса Умая Шамордина, по которому проходили 1452 подозреваемых. Тогда во время допросов и пыток скончались большинство подследственных и свидетелей.

Колдовство против монархов

В России особенно строго каралось колдовское преступление против царя и членов его семьи. Например, в 1638-м году государыне пожаловались на то, что некая мастерица Ламанова где-то раздобыла заговоренный песок, который сыпала на следы государыни. Этот случай расследовался, как преступление против государя и его власти. Занимались расследованием окольничий Стрешнев и дьяк Тараканов. В итоге вина Ламановой была доказана — она после пыток сама призналась, что ездила к какой-то Настасьице, и взяла у нее пепел от воротников, и сыпала на следы царицы.

Задержали и саму Настасьицу, которая была родом из Чернигова. Она утверждала, что не преследовала никакого злого умысла, а заговоренный пепел должен был послужить для того, чтобы царица внимательнее и добрее относилась к подчиненным. Тогда в деле появилась и еще одна женщина — Манка Козлиха, которая и обучила Настасьицу заговорам. Сама «учительница» под пытками призналась, что не причинила ни одного плохого дела — наоборот, она излечивает людей и выговаривает хвори, помещая на живот горшки.

Тогда же были выявлены и три слепые ворожеи, которые умели заговаривать мед для торговцев, видели мысли человека, и заговаривали грыжи.

Не найдя никакого злого умысла в деяниях ни одной из допрашиваемых, их на время отпустили. Однако, вскоре на царскую семью обрушились несчастья — умерли двое малолетних царевича. Тогда-то и вспомнили сановники о Ламановой и насыпанном пепле на следы царицы. Всех допрашиваемых снова схватили и, обвинив во вреде царскому здоровью и жизни, некоторых заживо сожгли, а некоторых отправили в ссылку.

С этого времени любые затруднения и беды в царской семье связывали с проделками чародеев и колдунов.

Аутодафе в Московском государстве

В шестнадцатом — семнадцатом веках в Москве, как во всей Европе, получило распространение такое наказание колдунов и ведьм, как сжигание их на кострах. Такой процесс получил название аутодафе. Зачастую предполагаемых ведьм привязывали к столбу, подкладывали под них хворост или солому и поджигали.

В 1647-1648 годах царь издал ряд указов, согласно которым воевода должен был отслеживать колдунов и магов. А таковых во время гражданской войны в Речи Посполитой развелось очень много. Ведь беженцы, которые начали тянуться в Россию с Украины и других территорий, привозили с собой различные магические и еретические книги.

Опасаясь распространения магии и колдовства, царь издал указ, согласно которому всех, кто занимается магией, колдовством, ворожбой, порчами и заговорами, должны были без лишних церемоний сжигать. Так и наступило время полыхающих срубов, где сожгли тысячи «чернокнижников».

Кстати, была и еще одна форма расправы с колдунами. Так, в 1650-м году мужчины по-прежнему были сожжены возле срубов, а женщин закапывали по грудь в землю. Так они в муках уходили в мир иной.

Сворачивание колдовских процессов наблюдается в 1680-е годы, когда на престол взошел Петр первый. Однако аутодафе не отменили — наоборот, царь снова издал указ, предусматривающий сожжение чародеев среди воинов. Неизвестно, выявили ли таковых, но все же указ имел место быть.

Сожжение было в законе до второй половины восемнадцатого века.

Многих оболгали

Стоит отметить, что в то время на кострах сожгли множество невиновных людей. Пользуясь тем, что массово наказывали за колдовство, некоторые оговаривали своих врагов.

Бывали случаи, что один откупщик наговаривал на другого — своего конкурента, что тот возил чародейские коренья. Мстили друг другу и родственники — утверждая, что, например, жена опоила мужа зельем или отравила его родню.

На Руси помещики оговаривали в колдовстве неугодных им крестьян.

Также в то время чаще всего звучали обвинения в том, что женщина, используя зелье, лишала мужской силы. А также подозревали в колдовстве тех людей, после посещения которых их гости внезапно заболевали или их настигали беды.

Корни, зелья, травы

Незаменимым атрибутом колдовства всегда считались травы. В этом видели особенную опасность, причем, редко было различие между колдовством и знахарством.

В семнадцатом веке с чародейными травами боролись на государственном уровне. Указом царя запрещалось у литовцев покупать хмель, якобы потому, что в Литве есть ведунья, которая заговаривает траву.

В целом под удар тогда попадали все травники и знахари без исключения.

Эпидемия кликушества

В семнадцатом веке в Европе распространилось явление экзорцизма. В России тогда возникло понятие кликушества, а кликушами называли женщин, в которых, якобы вселялся бес.

Считалось, что кликушам становилось плохо в церкви, они кричали и вели себя неадекватно. Таких подвергали пыткам.

В 1885-м году людей, которых подозревали в бесновании, принудительно на несколько месяцев помещали в тюремные психлечебницы.

Народные расправы

Часто над ведьмами совершали самосуд. Например, когда в 1879-м году из Петербурга в Новгородскую губернию вернулась жена солдата Игнатьева, она привезла с собой лекарства и косметику. В них крестьянки углядели колдовские зелья. Игнатьеву женщины заперли в ее доме и сожгли. И суд оправдал такой поступок, никак не наказав крестьянок, а просто списав это на недостаток просвещения.

И таких случаев было очень много. Боясь всего неизвестного, в России наказывали подозреваемых в сверхспособностях и в связях с потусторонними силами.