«Правая рука» Гитлера Мартин Борман: тайна последних дней жизни

Москва, 21:06, 19 Авг 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

Мартин Борман – легендарная и таинственная личность. Секретарь НСДАП, он был «правой рукой» Адольфа Гитлера, яро поддерживая идеи нацистов о гонениях на христианскую церковь и истреблении еврейского народа. При этом Борман получил титул «серого кардинала», так как он предпочитал действовать тихо, молча устраняя своих соперников. Так как сложилась жизнь советника Гитлера, и какие тайны он скрывает?

Официальные данные, по которым Борман погиб второго мая 1945-го, подвергаются сомнению

Мартин Борман появился на свет в 1900-м году в семье скромного солдата кавалерийского полка. А вот касательно того, где закончился жизненный путь одного из самых жестоких сторонников нацистского режима, история досконально не знает. Принято считать, что после самоубийства в бункере своего правителя и второго «отца» Адольфа Гитлера, второго мая 1945-го года Борман также покончил с жизнью. Позднее на Нюрнбергском трибунале он был осужден уже заочно.

Но есть версии, по которым жизнь Мартина Бормана вовсе не оборвалась в мае 1945-го. Некоторые утверждают, что политический деятель сумел выбраться из гитлеровского бункера и прорваться сквозь заслон Красной Армии, плотно охвативший тогда Берлин. Как все было на самом деле, мы уже так и не узнаем. На протяжении полувека возникают различные предположения по поводу гибели Мартина Бормана.

По официальным данным, которые были распространены руководством СССР, тридцатого апреля 1945-го года Адольф Гитлер вместе с Евой Браун и рядом своих приспешников покончил с жизнью в бункере. Среди них не было Мартина Бормана, который как «правая рука» фюрера должен был взять власть в свои руки после его кончины. И он решил действовать: отдал приказ создать мобильные группы по пять-шесть человек, которые должны были попытаться выбраться из захваченного советскими войсками Берлина.

После кончины Гитлера Борман попытался бежать из Берлина с соратниками

План Бормана был таков – из бункера необходимо было добраться до станции метро «Фридрихштрассе», затем спуститься в подземелья метро, по которым уже не ходили поезда, и по туннелю попытаться выйти на набережную реки Шпрее. Затем следовало создать из подручных средств переправу, чтобы перебраться на другой берег реки, а далее держать путь на северо-запад от Берлина, где концентрировались войска союзников.

Считается, что к полуночи первого мая 1945-го года в бункере фюрера уже не было никого из его сторонников, которые решили идти на прорыв. Мартин Борман попал в состав одной из мобильных групп, в числе которой значились также врач эсэсовцев Штумпфеггер и лидер гитлерюгенда Аксман. Это последняя достоверная информация, путь Бормана с этого момента лишь реконструируется на основе предположений.

Предполагается, что Борман с членами своей мобильной группы не встретил никаких преград при переходе по станциям метро и спокойно выбрался к набережной Шпрее. Но дальше начались неприятности, ведь не нашлось никаких средств, чтобы перебраться на другой берег реки. Более того, он уже был занят советскими войсками. Пытаться идти напролом через мост Вейдендамер было безумием, ведь Борман с соратниками был вооружен легким стрелковым оружием, и стал бы легкой мишенью. Однако секретарю Гитлера повезло, ведь вечером первого мая немецкая танковая группа решила попытаться прорваться через мост и оттеснить войска Красной Армии. Штурмовая операция значится в официальных документах, так что беглецы вполне могли решиться перейти мост под прикрытием танков.

Предполагаемое тело Бормана нашли под мостом Инвалиденбрюкк

Но у немногочисленной танковой группы было мало шансов справиться с мощью Красной Армии, так что много танков подбили, и атака была отменена. По официальной информации следует, что Борман с Штумпфеггером двинулись на восток к железнодорожному вокзалу Инвалиденбрюкк, а Аксман отправился в другом направлении. В 1947-м году выживший Аксман на допросе рассказал, что обнаружил тела Бормана и Штумпфеггера на железнодорожном мосту, но подтвердить его слова больше никто не мог. В кармане шинели предполагаемого врача Штумпфеггера был найден военный билет на его имя, а вот на теле Бормана не нашли никаких идентифицирующих документов.

Считается, что сотрудники вокзала захоронили эти тела под мостом, когда их нашли. Двадцать лет спустя под мостом перерыли землю вдоль и поперек, но никаких костей и прочих человеческих останков обнаружено не было. И все же в 1972-м году в этом районе во время прорытия траншеи были обнаружены два скелета. Их тут же отправили на анализ и выяснили, что один из них имеет рост сто девяносто сантиметров (что соответствует росту Штумпфеггера), а другой – сто семьдесят сантиметров (такой рост был у Бормана). На предполагаемых останках Бормана обнаружили следы прижизненного перелома ключицы. Действительно, нацистский секретарь сломал ключицу в 1941-м, когда упал с лошади.

Но для идентификации тела нужны были более веские основания. Тогда решили провести анализ челюстей найденного скелета, но у исследователей не было оригинальной схемы челюстей Бормана. Тогда нашли врача-дантиста Гюго Блашке, который был штатным стоматологом нацистских лидеров. Он по памяти воссоздал схему челюстей Бормана, и она совпала со схемой найденного скелета, кроме золотого моста на трех передних зубах.

Немцы снова перерыли каждый участок земли на месте обнаружения останков и нашли тот самый золотой мост, а протезист Фриц Эхтман подтвердил, что этот протез он действительно сделал для Бормана. В конечном итоге, расследование было завершено, и немцы признали, что Мартин Борман скончался на железнодорожном мосту Инвалиденбрюкк второго мая 1945-го года. Но есть ли веские основания так считать?

Борман мог успешно сбежать из Германии и поселиться в Южной Америке

После войны то и дело появлялись свидетельства очевидцев, которые видели Мартина Бормана в полном здравии то в Северной Италии, то в Аргентине, куда убежали многие нацистские деятели времен Второй мировой войны. Немецкий военный трибунал никак не попытался проверить сведения очевидцев, не стал проводить розыски в Латинской Америке, а просто поспешил признать Бормана умершим.

Очевидный факт, что многие нацисты после войны поселились в Парагвае и Бразилии, где создавали целые колонии. Награбленных ими средств было достаточно для комфортной жизни. Но был ли среди этих колонистов, осевших в Южной Америке, сам Мартин Борман? Этого никто не знает. Есть еще десятки версий дальнейшей судьбы Бормана, которые называют его то советским разведчиком, то агентом британской разведывательной службы. Однако сомнения продолжают оставаться, и многие люди не верят в то, что под железнодорожным мостом действительно нашли останки Бормана.