Жажда правды: какие пророчества Достоевского сбылись в 20 веке

Москва, 22:55, 22 Авг 2020, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.

Вершинным достижением русской классической литературы называют сегодня произведения Федора Достоевского. Мир его романов настолько грандиозен в плане мыслей, чувств и духовных поисков, что его уподобляют вселенной и космосу.

В чем же феномен Достоевского, который актуален и сегодня? Какие пророчества этого великого писателя и бесконечного патриота сбылись, на удивление читателям, богословам, ученым?

Открытия Достоевского

Во всем мире интересуются Достоевским и его произведениями. Его изучают университеты Соединенных Штатов Америки, Японии, Западной Европы и многих других уголков земного шара. Феномен этого писателя пытаются разгадать на факультетах не только филологии, но также психологии, философии, социологии, юриспруденции, смежных дисциплин.

А что же в России? Что же в той стране, которая родила этого гения и который боготворил ее как начало всех начал, как колыбель свою и всего человечества? А в России, к сожалению, о Федоре Достоевском вспоминают только в его юбилейные даты. И то, как-то вскользь. Тем самым наша страна выступает в роли сапожника без сапог, обходя стороной его грандиозные произведения, и не обращая внимания на пророчества писателя, которые как уже сбылись, так еще и могут подсказать нам выход из многих сложных ситуаций.

Что волновало писателя?

Федора Достоевского волновали кардинальные проблемы человечества. Это борьба зла и добра, проявления в душе человека самосознания и саморазрушения, сущность бытия, преобразование жизни на принципах нравственности, духовности, уважения к личности, а также судьба справедливости, законности, правосудия. И стоит отметить, что именно в произведениях Достоевского даны ответы на большинство этих насущных вопросов, которые просто необходимо распознать и понять.

Какие пророчества Достоевского сбылись в 20 веке

Федор Достоевский, руководствуясь принципами Божьего писания, уверял, что человек может быть прекрасен и счастлив, гармонично проживая на земле со всеми другими людьми. Он не хотел и не мог верить в то, что нормальным состоянием человека может быть зло. В двадцатом веке человечество «живет всё теми же грядущими упованиями. А между тем так это просто: в один бы день, в один бы час–всё бы сразу устроилось!» — говорит Достоевский во «Сне смешного человека», убеждая нас по-библейски любить ближнего, как самого себя.

По словам Салтыкова-Щедрина, Федор Достоевский не просто создает произведения — он предчувствует, предвидит, предсказывает. И эти предсказания сбываются в исторических плоскостях и во времени.

Например, сбылись слова писателя о «революционном сдвиге в момент катастрофического разрушения отжившего старого мира и постройки нового», о хаотическом состоянии капиталистической России в «зыбучие времена», когда на смену традиционным ценностям и понятиям добра и зла придет выгода. Деньги будут выше чести и достоинства, утверждал писатель в своем романе «Бесы», «точно с корней соскочили, точно пол из-под ног у всех выскользнул…»

Однако главной опорой и спасением называет Достоевский во всем этом хаосе православную веру и любовь к ближнему. О России писатель говорит:

«Русский народ весь в Православии и идее его», «В Европе – выгода, у нас – жертва…», «Нации живут великим чувством и великою, всё освещающей снаружи и внутри мыслью, а не одною лишь биржевой спекуляцией и ценою рубля».

Достоевский призывал вникнуть в православие, называя его не только верой, но и живым чувством и спасением человечности.

Однако предвидел Достоевский и время, когда будет одна показная набожность, когда от Бога останется один только мертвый образ, к которому будут бежать лишь по праздникам, но которого не будут пускать в дом и сердце. Об этом писатель рассуждал в «Братьях Карамазовых».

В этом же романе Федор Достоевский «увидел» в двадцатом веке, что духовный мир будет отвергнут, а воцарит торжество ненависти. Свобода превратится в рабство и убийства. Богатые будут одиноки и займутся духовным самоубийством. В сердцах бедных же поселится зависть и только права без средств на их реализацию. Люди сами придумают себе потребности, а потом будут страдать от того, что не могут их удовлетворить. Наконец, каждый сам за себя, и нет никому дела до великого общего. Вот так и получилось, что вещей люди накопили больше, а радости лишились.

Еще задолго до того дня, как была принята Всеобщая декларация прав человека, Достоевский призывал к мировому сообществу. Однако уже тогда он говорил, что реализовать это будет тяжело из-за товарно-денежных отношений, расчета, эгоизма, подмены Бога идолами и ложными кумирами. Любовь к золоту, утверждал писатель, приведет к тому, что люди будут глотать друг друга, и духовно одичают, и нравственно выродятся.

Никогда люди никакою наукой и никакою выгодой не сумеют безобидно разделиться в собственности своей и в правах своих. Всё будет для каждого мало, и все будут роптать, завидовать и истреблять друг друга. Поглощённость материальными интересами, рост индивидуализма и катастрофический распад личности при утрате высших идеалов и веры в Бога приведут человечество к антропофагии (людоедству), — предвидел Достоевский.

Также Федор Достоевский призывал всех к правильному воспитанию детей, возлагая особенную ответственность на родителей, наставников, учителей, в руках которых и находятся юные души. В то же время писатель утверждал:

Ревностный отец даже должен иногда совсем перевоспитать себя для детей своих. Мы не должны превозноситься над детьми — мы их хуже. И если мы учим их чему-нибудь, чтобы сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают душу нашу…

Трагедией называет Достоевский времена, когда родители будут все покупать для детей, платить воспитателям и няням. Когда дети перестанут соприкасаться с душами родителей и потеряют предмет любви, уважения и подражания. Таким образом, желание откупиться от долга Достоевский называет наибольшим преступлением родителей.

Писатель скорбно утверждал, что наступят времена, когда отцы перестанут быть отцами, когда будут утрачены идеалы семьи, опустошатся понятия супружества, семьи, отцовства и материнства, детства. На смену духовности и нравственности в семье придут контракты и договора.

Также писатель предсказывал равнодушие государства к молодому поколению, что убьет в юных душах всякую человечность и гражданственность. Наступит время вседозволенности, власти элиты над муравейником, слабосильные бунтовщики под конец станут послушными, а покорному стаду не под силу будет свобода и нравственная ответственность.

Современную Европу Достоевский назвал великим инквизитором, который убьет и разрушит все церкви. От храмов перейдет к государствам, а потом и вовсе исчезнет. Путь православной России же должен быть совсем иным, уверял Достоевский.