Загадка пятна на картине Мунка «Крик» раскрыта

Москва, 09:45, 03 Фев 2021, редакция FTimes.ru, автор Оксана Обадовская.

Картина «Крик», написанная Эдвардом Мунком в 1893 году, знаменита по всему миру. С ней, как и со многими известными работами, связаны свои загадки и теории. Современное научное оборудование помогло разгадать одну из них — происхождение белого пятна у плеча кричащей фигуры.

Полотна великих художников часто несут в себе загадочные элементы. Над ними сотни лет могут биться ученые и искусствоведы. Особенно когда дело касается истинных смыслов деталей работы. Не менее загадочными могут быть явно случайные элементы, попавшие на полотно без осознанного намерения.

Птичья теория

Согласно биографическим исследованиям, Эдвард Мунк часто писал картины вне студии, под открытым небом. По его мнению, это помогало картинам в буквальном смысле напитываться силами природы. Идея написать «Крик» пришла к Мунку также на природе.

Он и пара его друзей возвращались вечером домой, когда художник заметил кроваво-красный закат над сине-черным фьордом. Это зрелище глубоко впечатлило Мунка. В своем дневнике он описывает ощущения изнеможения и волнения от взгляда на этот закат. «Я ощущал бесконечный крик, пронизывающий природу». После того вечера художник начал пытаться воплотить эти ощущения в картину.

Не удивительно, что исследователи посчитали, что он рисовал на улице — картина накрепко связана с природой, как и сам Мунк. Так появилась теория, что пятно, обнаруженное на картине, является следом птичьего помета.

Белый цвет, форма, явно предполагающая падение с высоты по направлению вниз, и любовь к рисованию вне зданий. Кроме того, Мунк мог не стереть птичий «подарок», увидев в нем связь своего творения с природой. Эти аргументы казались исследователям достаточно весомыми для уверенности в своей теории.

Опровержения птичьей теории

Птичья теория не нашла отклика в душах профессора Тине Фройсакер и реставратора Тьерри Форда. Ведь если взглянуть на вопрос глубже, это не мог быть птичий помет.

Благодаря своему химическому составу, экскременты птиц, вероятнее всего, вступили бы в реакцию с краской. Это привело бы к разрушению целостности картины — краска под пометом и вокруг сменила бы цвет. Картина была написана в 1893 году, однако по сей день никаких реакций не замечено.

Также Эдвард Мунк при написании этой работы использовал картонную подложку. Это исключает возможность работы на природе, так как материал легко повредить.

В поисках истины

Для разрешения спора и выяснения происхождения пятна было решено применить современные технологии. Из университета Антверпена в Осло отправилась команда ученых, специализирующихся на рентгеноструктурном анализе и электрохимии. С ними прибыла установка для макрорентгеновской флуоресцентной спектроскопии.

Этот аппарат просвечивает предмет рентгеновским излучением. Встроенный прибор регистрирует вторичное флуоресцентное свечение, испускаемое атомами веществ под воздействием рентгена. Свечение уникально для каждого химического элемента. Таким образом можно определить химический состав всех веществ, что есть на полотне «Крик».

Сканирование картины исключило возможность того, что пятно является краской или несет в себе частицы мела. Но природа происхождения установлена не была. Тогда ученые привлекли более сложную технику.

С пятна были взяты микроскопические образцы. Их направили в Гамбург, где был проведен рентгеноструктурный анализ. Фредерик Ванмеерт, руководивший проведением анализов, классифицировал вещество как пчелиный воск. Для подтверждения были проведены еще два анализа: воска, который подтвердил его правоту, и собранного на улице птичьего помета, который не дал совпадений.

По результатам проведенных тестов официально было заявлено: пятно на полотне «Крика» является каплей воска. Вероятнее всего, он попал туда случайно, когда рядом с картиной была зажженная свеча.