«Теперь я — «Чебурашка»: для кого в СССР создали грузовик, способный разгоняться до 170 км/ч

Москва, 13:45, 21 Мар 2021, редакция FTimes.ru, автор Андрей Андреев.

В Советском Союзе разрабатывалось огромное количество автомобильной техники. Однако до конвейера на самом деле доходили единицы. История самого быстрого грузовика СССР с забавным прозвищем «Чебурашка» столь же грустна: настоящему шедевру советского автомобилестроения было суждено закончить жизнь на переплавке. Что же это за зверь — «Чебурашка», и зачем его вообще создавали?

Как и зачем создавался самый быстрый грузовик

Корни создания самого быстрого грузовика уходят в 60-е годы, когда Московский автозавод им. Лихачева вовсю трудился над выпуском автомобилей для высших чинов страны. Это еще в довоенное время вождь всех народов отдавал предпочтение американским моделям, в основном «Паккарду», а после великой Победы для руководства СССР было делом чести ездить на лимузинах собственной разработки.

Естественно, что испытания автомобиля для первых лиц были очень серьезные — такой транспорт не мог «подвести». А поскольку мощные моторы лимузинов потребляли уйму топлива, дозаправить автомобили в пути было практически негде: для них требовалось топливо с высоким октановым числом, а обычный транспорт заправляли бензином более низкой очистки. Поэтому везде за колоннами испытуемой техники следовали топливозаправщики.

Однако испытатели не учли разницу в скорости правительственных автомобилей и машин сопровождения: пока одни летели со скоростью гепарда, грузовики ползли за ними, как черепахи. Получался вынужденный простой: лимузины с пустыми баками ждали, пока грузовики подвезут бензин. И вот тогда инженерам Лихачевского автозавода пришла в голову идея поставить на шасси списанного лимузина ЗиЛ-115 грузовую платформу и кабину от грузовика Зил-157. Получилась немного неуклюжая внешне «полуторка», легко развивавшая скорость 120 км/ч и везде следовавшая за кортежем. Теперь проблемы с бензином для испытаний лимузинов исчезли.

Даешь стране больше «Чебурашек»!

Шло время, и первая «Чебурашка», как впоследствии прозвали машину за ее немного неуклюжий вид, состарилась. Нужен был новый грузовик. Накануне Олимпиады-80 свет увидел новый ЗиЛ-113Г — его «родителями» стали лимузин ЗиЛ-114 в качестве основы, и ЗиЛ-131, подаривший детищу кабину. Внешний вид военной кабины облагородили обновленной решеткой радиатора и двойными фарами. 300-сильный мотор позволял «Чебурашке» развивать скорость до 170 км/ч. Многие водители на трассе были в шоке, когда мимо них проносилось такое «чудо», и догнать его не могла фактически ни одна советская легковушка.

Позднее на свет появилась еще одна «Чебурашка» с мотором 315 л.с. и автоматической трансмиссией. Редкие счастливчики, которым удавалось заглянуть в салон грузовика, были шокированы: в машине были установлены кожаные сидения, магнитола с квадрофонической системой, и даже кондиционер! Тем не менее, эти опции просто перекочевали в грузовик с лимузина-донора, их было сложнее убрать, нежели оставить.

Теперь, при наличии скоростных грузовиков, испытания лимузинов пошли веселее, и им уже не нужно было по несколько часов дожидаться подвоза горючего. А поскольку испытания не проводились постоянно, грузовички в основном занимались банальным делом: доставляли комплектующие для автомобилей из других городов. Поскольку у автозавода было множество смежников в разных городах, то и география поездок была широкой. Поэтому «Чебурашек» то и дело видели в разных городах СССР, отсюда и мнение, что их было выпущено гораздо больше.

Почему «Чебурашке» так и не удалось стать серийным грузовиком

В начале 90-х годов в стране начался экономический кризис, и продукция автозавода перестала быть востребованной. Стране требовался небольшой грузовик для нужд малого бизнеса, и именно «Чебурашка» был претендентом на серийный выпуск. В срочном порядке выпустили прототип ЗиЛ-4305. Он получил обычный 150-сильный мотор, 5-ступенчатую механическую коробку передач, обычную кабину ЗиЛ-131 и салон без изысков. Но до конвейера автомобиль так и не дошел — как всегда, подвели бюрократические проволочки. А потом ГАЗ выпустил первую «Газель», и про «Чебурашку» забыли навсегда.

Последний экземпляр «Чебурашки» долго пылился в гараже. Никому до него не было дела — страна переживала очередной кризис, и браться за ремонт и восстановление грузовика никому не хотелось. В начале 2000-х годов автомобиль был разобран на металлолом, и таким печальным образом закончил свое существование.