Ученым удалось смоделировать «темный водород» в газовых планетах-гигантах

Москва, 18:10, 25 Июн 2016, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Водород — наиболее распространенный элемент во Вселенной и самый простой. В его каждом атоме есть только один электрон, но и он таит множество загадок.

Одна из самых неизвестных его трансформаций при экстремальных давлениях и температурах встречается внутри планет-гигантов, где водород сжимается до тех пор, пока не станет жидким металлом, способным проводить электричество.

Новая научная работа описывает условия, при которых этот химический элемент осуществляет такой переход и находит промежуточное состояние водорода между газом и металлом, которое называется «темный водород».

На поверхности гигантских планет вроде Юпитера водород — это газ. Но между газовой поверхностью и жидким металлическим водородом в ядре планеты лежит слой темного водорода, следует из выводов, почерпнутых из лабораторных экспериментов.

С помощью лазерного нагрева алмазных ячеек для создания условий, которые могут присутствовать внутри газового гиганта, ученые исследовали физику водорода в диапазоне давлений от 10 тысяч до 1,5 миллионов нормальных атмосферных давлений и до 10 тысяч градусов по Фаренгейту.

Удалось обнаружить этот неожиданный промежуточный этап, который не отражает и не передает видимый свет, но пропускает инфракрасное излучение или тепло.

«Это наблюдение объясняет, как жара может легко вырваться из газовых планет-гигантов типа Сатурна», — пояснил профессор Гончаров из Института Карнеги.

Он также обнаружил, что этот промежуточный темный водород обладает некоторыми металлическими свойствами, то есть он может проводить электрический ток, хотя и слабо. Это означает, что он может играть важную роль в процессе концентрации металлического водорода в планетарном ядре газового гиганта, создающем магнитное поле, окружающее эти небесные тела. Таким же образом движение жидкого железа в ядре Земли создало и поддерживает наше собственное магнитное поле.