Какие моменты в современном военном кино вызывают возмущение служивших зрителей

Фото: ShutterStock
ГЛАВНАЯ / Отдых

Москва, 21.03.2023, 00:56:06, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.

Кинематограф — штука фантазийная. Мы все садимся посмотреть кино для того, чтобы окунуться в другой мир, в чужие судьбы и истории. Режиссеры и сценаристы люди творческие, про них принято говорить “он художник, он так видит”. Но когда речь идет о кино в жанре реализма, то хочется увидеть детали, отвечающие реальности, чтобы не рвалась общая картина и не смазывалось восприятие фильма.

К сожалению, современный кинематограф, в том числе и российский, грешит киноляпами. Неискушенные зрители не замечают их, но вот те, кто глубоко в теме, просто негодуют, когда сталкиваются с ними. Складывается впечатление, что зрителя обманывают, теряется вовлеченность в картину. Все-таки мы все ждем честности, достоверности и стройности повествования.

Особенно грешат этим фильмы о военной службе. В преддверии 9 мая разбираемся, какие детали вызывают у военных и экспертов особое негодование.

Не пропустите: Какую «неправду» увидели воры в картине Василия Шукшина «Калина Красная»

“По вашему приказанию прибыл!”

В военной среде существует строгий этикет и субординация, а следовательно, и обращения. По неведомой причине короткий ответ “Есть!” в ответ на приказ повсеместно заменяют “Так точно!”. И наоборот, от служивых нельзя услышать короткое “Прибыл!”, правильное заявление звучит “По вашему приказанию прибыл”.

И в зарубежных, и в отечественных фильмах, относящихся к периоду СССР, очень часто забывают использовать слово “товарищ” в обращении.

Почему-то проваливаются и художники по костюмам. Мы все, даже люди совсем далекие от воинской службы, знаем, насколько в армии важна форма, и как накрепко она привязана к званию и к роду войск. Лейтенанты в формах старшин, майоры с погонами генералов. На самом деле, это не составляет большого труда разобраться, но почему-то достоверностью пренебрегают, отдавая предпочтение борьбе за зрелищность.

Воинская субординация тоже частенько страдает. Люди любят героев, и режиссеры их охотно “рисуют”, забывая, что как бы крут он ни был, но в отношениях со старшими по званию в армии резкость недопустима. В погоне за супергеройством опять же растрачивается достоверность.

 

Бог в мелочах, а дьявол в деталях

Естественно, бюджеты фильмов не резиновые, и проблему достоверности реквизита, особенно военной техники, зачастую очень сложно решить. Но военных и просто разбирающихся в истории не обманешь. Как ни маскируй наш танк Т-72, он все равно себя выдаст и не будет похож на танк немецких противников.

Часто невнимательны реквизиторы и к знакам отличия противника. Например, в фильме «Брестская крепость» (2010, реж. А. Котт). События фильма происходят в начале Великой Отечественной, а на груди немецкого майора уже можно заметить знак “За ближний бой”, который был введен в 1942 году. В этом же году был впервые использован немецкий огнеметный танк, то он почему-то уже появляется в кадрах фильма.

Или, к примеру, другой фильм маститого режиссера Федора Бондарчука «Сталинград» (2013)

В этом фильме существенно перестарались с гримом для танков, и, перепрыгнув события на год, “создали” немецкую машину образца 1943 года. Кроме этого, напутали и со знаками отличия немцев: подполковничьи погоны на полковнике, знаки отличия танкистов почему-то СС «Мертвая голова», тогда как в битве за Сталинград эта дивизия участия не принимала.

Голливуд тоже не безгрешен

Интригующий и острый сюжет фильма “Союзники” (2016) знаменитого режиссера Роберта Земекиса изображает влюбленную пару канадско-французских (в ролях Марийон Котийар и Бред Питт) шпионов времен Второй Мировой войны. Узнав, что жена работает на фашистскую Германию, муж получает задание ликвидировать ее. Эксперты в один голос твердят о том, что британская разведка никогда не доверила бы ликвидацию ближайшему родственнику, при этом еще и продолжая посылать его на сверхсекретные операции.

Или другой кассовый и нашумевший фильм “Перл Харбор”(2001, реж. Майкл Бей). Лента о ключевом событии для Америки во всей истории Второй Мировой ожидаемо должна была быть снята с огромным вниманием к деталям и соблюдением максимальной исторической достоверности. Но не сбылось, “Перл Харбор” бьет все рекорды по количеству киноляпов на один погонный метр пленки. От мала до велика, как говорится: от сигареты, которых еще в помине не было на Гавайях в то время, до уничтожения японцами мирных объектов, например, больниц, которых атакующие намеренно избегали.

Конечно, даже основанные на реальных событиях истории часто приукрашены и извращены, а режиссеры художественных фильмов не претендуют на роль документалистов и историков. Понятно, что им сложно удержаться от того, чтобы больше акцентировать внимание на определенной романтической составляющей фильма или остроте сюжета, чтобы привлечь зрителя в кинотеатр.

Но все же хотелось бы, чтобы целевая аудитория фильмов была чуть шире именно на то количество экспертов и историков, которых коробят вопиющие несоответствия. А там, глядишь, и рядовой зритель чуть подрастет над собой, и будет больше ратовать за элементарную историческую достоверность.

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Комментарии

Ваше мнение

  • Н
    Николай 2 года назад

    И все курят папиросы, а махру и кисеты и самокрутки вообще не вспоминают.

  • Г
    Геннадий 2 года назад

    Количество киноляпов в фильмах о войне просто зашкаливает,создается впечатление, что режиссерам абсолютно безразлично то что они порой снимают так безграмотно и топорно Например сейчас по России-1 идет сериал Севастополь. Так там майоров,подполковников и полковников во флотской форме одежды но с красными просветами на погонах упорно называют капитанами 3,2, и 1 рангов.

  • Б
    Булат 2 года назад

    А как вам пилотка натянутая на уши у кадрового командира РККА в первые дни войны?

  • Ю
    Юрий 2 года назад

    Касательно «Прибыл»: кроме «По Вашему приказанию прибыл» есть ещё «Прибыл в ваше распоряжение».

  • Ю
    Юрий 2 года назад

    Меня тоже бесит вместо «есть» – «так точно», причём, практически во всех фильмах. Киношники в армии никто не служили, что ли? Но вот у меня, видимо, пробел: немецкое «jawohl» я считал аналогом русского «есть», а Яндекс.переводчик переводит «так точно».

  • Д
    Дмитрий 2 года назад

    А меня бесят причёски. Это и в советских фильмах было. Только что не до плеч волосы, чёлка. В полевых условиях это гарантированные вши, как минимум. И вижу я в этом не столько некий ляп. Сколько неуважение со стороны всей съёмочной банды от режиссёра и исполнителей главных ролей до последнего костюмера и гримёра. Та же Деми Мур вообще побрилась налысо для своей роли в «Солдате Джейн». А тут мужики ходят изображают военных.

  • А
    Андрей 2 года назад

    А меня удивляет что вомногих фильмах развертка ходит при всех орденах,лётчики летали тоже ,каждая бабка с глухой деревни умеет пользоваться карта,может показать любую точку……..

  • С
    Светослав 2 года назад

    Ведут, значит, мужики бой, по танкам стреляют, ранит кого-то или убивает. Бой затихает — показывают крупный план — раненых нетути, усе выбритые, аж завидно, чистенькие, одежонка целенькая, награды так и сверкають, и т.п. Даже Ю. Н.Озеров, которого склоняют, как «сказочника», ТАКОГО не допускал. если уж после боя, то форма запачканная, как минимум, щетина 2-х-3-хдневная, сидит, оружие чистит. А тут — стрыляит оно из винтовки, в коей ПЯТЬ патронов, а как будто тама магазин безразмерный. Если из ППШ бьет — так вообще — откуда тока патроны берутси.

  • Н
    Николай. 2 года назад

    Является чёрт, а военнослужащие прибывают.

  • С
    Сергей 2 года назад

    Говорить всерьёз о достоверности в кинофильмах и давать экспертную оценку, в принципе, бесполезное дело. Даже в фильмах военных лет встречаются неточности и в форме, и наградах, и знаках отличия, и в технике. Чем больше времени проходит от войны, тем всё больше неточностей и ошибок будет в подобных фильмах. О технике вообще бессмысленно говорить ибо во многих случаях адекватных экземпляров, либо не сохранилось, либо их единицы и никто в кино их снимать не даст.
    Кинематограф — искусство условное, поэтому не стоит его оценивать по внешним деталям (форма, техника и т. д…), важнее человеческие отношения и дух, а вот здесь у современных фильмов полный провал. Начнём с того, что речь героев напичкана современными оборотами и словами и это очень сильно бьёт по ушам. Вот с воинскими обращениями совсем непонятно, достаточно заглянуть в современный строевой устав и привести всё в соответствии с ним — он со времён войны мало изменился.

  • Д
    Дмитрий 2 года назад

    Лейтенант в солдатской форме одежды — явление не редкое , особенно в первые годы войны, особенно на передовой. Муж бабушкиной сестры в первые дни войны принял командование взводом на себя, он был рядовым, когда его взвод вышел из окружения деду присвоили звание лейтенант ( а не отправили в штрафбат, как во многих фильмах в подобной ситуации), так он рассказывал, что почти полгода ходил в солдатской форме с петлицами лейтенанта, пока ему не выдали офицерское обмундирование. А так , конечно ляпов хватает в современном кинематографе, согласен с автором.

  • Н
    Насыров Анвар 2 года назад

    В сериале о послевенных событиях упоминается прапорщик из воинской части.Прапорщиков ввели в 1972 году.

  • В
    Владимир 2 года назад

    В фильме «По законам военного времени» 1 сезон мне бросилась в глаза такая деталь: почти все офицеры, в том числе и старший лейтенант в исполнении Климовой, носили медаль «ХХ Лет РККА». Но…
    Юбилейной медалью «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» награждаются лица кадрового командного и начальствующего состава Красной Армии и Военно-Морского Флота:

    — прослужившие в рядах РККА и ВМФ к 23 февраля (день Красной Армии) 1938 года 20 лет и заслуженные перед родиной участники гражданской войны и войны за свободу и независимость отечества, состоящие в кадрах РККА и ВМФ;
    — награждённые орденом Красного Знамени за боевые отличия в годы Гражданской войны.
    Когда героиня Климовой могла прослужить в РККА 20 лет? Да и к командному составу она никак не относилась.

  • Б
    Бывалый 54 2 года назад

    В современных киноподелках на тему войны есть общий принципиальный провал — менталитет людей был другой. Люди несли идею. Коллективизм. Из нынешних артистов прет распущенность, безыдейность и прочие пороки сегодняшнего дня. Поэтому как бы они не старались — а все равно получаются мартышки, копирующие настоящих людей. Люди не любят обезьян не за то, что те похожи на людей, а потому что люди похожи на обезьян. Лучше бы современные режиссеры вообще не снимали фильмы о войне. Они только компрометируют историю нашей страны. Это доказывают ремейки фильмов «Тихий дон», «А зори здесь тихие» и т.д.

  • Б
    Бобровский 2 года назад

    Очень часть особистов показывают в форме НКВД. Сотрудники этих отделов никогда в форме НКВД-КГБ не ходили, они носят форму частей, в которых находятся.

  • Е
    Евгений А. 2 года назад

    Да, мне всегда действуют на нервы «По Вашему приказанию явился» вместо уставного «По Вашему приказанию прибыл» и «Так точно » вместо «Есть».

Это интересно