Антипасха или Фомино воскресенье: почему так называют праздник, особенности дня

Москва, 18:53, 26 Апр 2025, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Орлонская.

С окончанием Светлой седмицы наступает особый день — первое воскресенье после Пасхи, которое в народе известно как Антипасха. В церковном календаре этот праздник именуется Фоминым воскресеньем. Дата его каждый год меняется; в 2025 году торжества пройдут 29 апреля.

В этот день в храмах вспоминают, как воскресший Христос явился апостолу Фоме, укрепляя его веру и открывая миру истину о Своём Воскрешении.

Почему Антипасху называют Фоминым воскресеньем

В народе восьмой день после Пасхи называют Антипасхой. Этот день посвящён поминовению усопших родственников. Однако название «Антипасха» не указывает на противоположность Пасхи, а скорее на её продолжение — это как бы повторение радости Воскресения на восьмой день после праздника.

Название «Фомино воскресенье» связано с библейской историей. Восьмой день после Воскресения Христос явился апостолу Фоме, который не был присутствующим, когда другие апостолы увидели Спасителя. Услышав их рассказ о Воскресении, Фома (в Евангелии именуемый Близнецом) не поверил и сомневался. Через неделю, когда он вновь встретился с Христом, Спаситель предложил ему осмотреть свои раны. После этого Фома уверовал и признал Христа распятым и воскресшим Учителем.

Какое еще название праздника Антипасхи

Фомино воскресенье также известно в народе как Красная горка. Этот день связан с древним славянским праздником, который отмечался между весенним и летним равноденствием и был посвящен божеству Яриле. В этот день проводились игрища, известные как ярилки, с атрибутикой, символизирующей природу и её возрождение. Люди готовили пироги, караваи и яичницу, при этом все блюда должны были быть круглой формы, что символизировало солнце, бесконечность и цикл жизни.

Вечером этого дня славяне собирались на возвышенностях, чтобы встретить восход солнца и прославить Ярилу — божество, олицетворяющее солнечное тепло. Также пели веснянки — традиционные песни, приветствующие приход весны и плодородие земли.

После крещения Руси большинство языческих праздников были отменены или перенесены на дни христианских торжеств. Так произошло и с Красной горкой, которая стала праздноваться в крещеной Руси в первое воскресенье после Пасхи..

Особенности празднования Антипасхи

С древних времен окончание Светлой Седмицы отмечается как особенный день, заменяющий собой Пасху. В этот день традиционно молятся за души усопших, а также просят о том, чтобы встретить свою любовь и найти суженого.

По народным поверьям, в этот день следует избегать:

  • грусти;

  • сквернословия и ссор;

  • тяжёлой работы;

  • празднования в одиночестве (иначе весь год можно провести без второй половинки);

  • мытья головы (считается, что это приведёт к неприятностям на работе).

С Фомина воскресенья в Православной Церкви возобновляется совершение таинства венчания, после длительного перерыва, вызванного Великим постом.

Особенности богослужения в этот день

Согласно действующему Иерусалимскому уставу, богослужение Антипасхи проводится в соответствии с чином двунадесятых Господских праздников, несмотря на то, что сам день формально не относится к числу таких праздников. В ходе великой вечерни и утрени особое внимание уделяется Антипасхе, поются песнопения по Триоди цветной, а воскресная служба текущего гласа отменяется. На литургии звучат не воскресные антифоны, а праздничные. Вечером, в день самого праздника, совершается вечерня с великим прокимном («Кто Бог велик, как Бог наш?» — Пс. 76). Праздничное попразднество продолжается до следующей субботы включительно. Кондак Антипасхи был написан Романом Сладкопевцем, а стихиры на «Господи, воззвах» — Иоанном Дамаскиным.