Ученые разработали новую противоопухолевую вакцину из модифицированных клеток

Москва, 17:48, 04 Июл 2016, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Ученые из японского центра RIKEN разработали новую противоопухолевую вакцину, основанную на модифицированных клетках. Они были изменены так, что теперь могут стимулировать как врожденный иммунный ответ, так и более специфические адаптационные реакции, что позволяет телу атаковать новые клетки опухоли по мере их образования.

Хотя уже существуют различные иммунотерапии против рака, они часто наталкиваются на неспособность иммунного ответа и невозможность эффективно установить ответную реакцию на раковые клетки. Теперь японские ученые создали новую вакцину, которая предполагает введение клеток, измененных настолько, что они могут стимулировать не только врожденный иммунитет, но и другие реакции, позволяющие организму сначала запоминать, а затем уже эффективно атаковать вновь возникающие раковые клетки. В исследовании обнаружилось, что вакцина дала возможность действовать убийственным CD8+T клеткам, играющим важную роль в иммунной реакции против рака.

Модифицированные клетки aAVC взяты не из собственного тела больного, а из чужого. Они изменяются путем добавления натуральных киллеров Т-клеток — лиганд, которые позволяют стимулировать естественные клетки-убийцы наряду с антигеном, связанным с раком.

Группа ученых обнаружила, что когда они активируются, то в свою очередь способствуют созреванию дендритных клеток, которые выступают в качестве координаторов врожденных и приобретенных реакций. И они являются ключевыми, поскольку позволяют активировать иммунную память, позволяющей организму запоминать и реагировать на угрозу даже спустя годы.

Ученые провели эксперименты на мышах с агрессивной формой меланомы. Тесты на них показали, что раковые опухоли могут усыхать при вакцинировании животных клетками aAVC, запрограммированных для отображения ОВА антигена. После лечения, опухоли у грызунов стали меньше некротические клетки внутри — признак того, что рак подвергается нападению CD8+Т-клеток.

Врачи также обнаружили, что у животных, которые прошли лечение, раковые клетки, вводимые даже год спустя, были ликвидированы. Это означает, что ученые успешно создали иммунную память, которая помнит опухоли и атакует их позже.