У младенцев в 9 месяцев активно формируется словесное восприятие мира

Москва, 16:12, 30 Июл 2016, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Новое исследование показывает, что младенцы различают словесные категории и прогнозируют поведение объектов.

На большинстве языков мира мы можем описать категории «синее озеро», «зеленая трава» или «светло-голубое небо». Но на языке Беринмо, на котором общается коренное население Папуа-Новой Гвинеи, существует всего один термин для синих и зеленых цветов. Они описывают озера, травы и небо одним-единственным словом «нол».

«Это кросс-языковое различие показывает, что определенные категории, которые мы накладываем на наше восприятие мира, зависят от языка, на котором мы говорим. И это влияет на мышление и память, — говорит психолог, профессор Сандра Ваксман. Ораторы Беринмо неспособны вспомнить различия между оттенками, которые можно описать как синие или зеленые».

Ученые задались вопросом, как воспринимает человек эти категории в самом начале своей жизни? Чтобы ответить на него, исследователи создали красочный мультфильм. На первой стадии обучения 9-месячные младенцы наблюдали два нарисованных объекта, представленных в случайном порядке. Каждое изображение появлялось в центре экрана, перемещалось вправо или влево, а затем исчезало.

Сущность эксперимента заключалась в том, что некоторые младенцы слышали одно и то же название, которое применялось к обоим объектам, а другие — два разных названия.

Исследователей интересовало, смогут ли дети предвидеть сторону, в которую будут двигаться эти объекты, и будет ли что-нибудь изменяться в зависимости от того, как эти объекты названы?

Результаты были поразительными. Младенцы, которые слышали разные названия, различали и несколько категорий, поэтому были в состоянии правильно предвидеть будущее направление движения объектов.

Резкий контраст показали дети, которые слышали одно и то же название. Объекты образовывали для них одну общую категорию, и поэтому малыши искали их в разных местах.

Эти результаты являются первым доказательством того, что для младенцев в 9-месячном возрасте названия объектов не только формируют ряд категорий, но и подчеркивают разницу между ними.