Женщина, покорившая сердца Кончаловского и Леграна: как сложилась судьба княжны Гагариной

Москва, 09:23, 17 Сен 2021, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.

В конце 90-х годов у Андрея Кончаловского, титулованного русского и американского режиссера, сына Сергея Михалкова — автора гимна СССР, вышла в свет книга “Низкие истины”, в которой автор с редкой откровенностью описывает историю своей жизни. Одна из глав этого автобиографического произведения посвящена некой княжне Гагариной, французской актрисе русского происхождения Марии Мериль. 

«Бывают такие отношения с женщиной, когда уже не владеешь собой от невыносимости чувства», — так пишет Кончаловский о своей несбывшейся любви. Кто же эта француженка из русского дворянского рода, заслужившая подобные пронзительные слова в свой адрес? 

Княжна Гагарина 

Князь Владимир Гагарин эмигрировал из России и управлял плантациями цитрусовых в Марокко, там и родилась в 1940 году Мария-Магдалина. Мать Марии принадлежала знатному дворянскому роду из Украины. После переезда во Францию Мария окончила филологический факультет Сорбонны, актерскую школу Шарля Дюллена и актерскую студию в Нью-Йорке.

Талантливая, утонченная и очаровательная Мария начала сниматься с 19 лет. В ее фильмографии есть работы с самыми знаменитыми режиссерами Франции: Годаром, Бунюэлем, Вадимом, а в целом список насчитывает до ста фильмов и несколько десятков театральных ролей. 

Открытки Кончаловскому

С Андреем Кончаловским Машу Мериль «познакомил» Московский международный фестиваль 1967 года. Актрисе на тот момент было 27 лет, режиссеру Кончаловскому — 30. Чувства, вспыхнувшие к Марии, режиссер сравнивает в своих мемуарах с падением в бездну. Их отношения не стали достоянием общественности — Андрей Кончаловский был женат, семья ожидала пополнение.

Они провели несколько дней вместе, а затем еще раз встречались в Чехии. Единственный барьер, который тогда стоял между ними, был языковым — Мария плохо говорила по-русски, поэтому недопонимание было неизбежно. Когда влюбленные прощались, Кончаловский попросил Машу присылать ему каждый месяц по открытке. Всего в подаренной им пачке их было 6 штук. Полгода — такой срок дал Кончаловский для испытания чувств. После шестой, пришедшей в подтверждение того, что Мария все еще ждет его, он обещал рассказать жене об их романе и строить дальнейшую жизнь с Мериль.

Андрей не выдержал и уже после четвертой открытки от француженки рассказал жене Наталье Аринбасаровой о том, что влюблен в другую женщину. Но этому роману не суждено было стать счастливым… Уже в пятой открытке Мария призналась Кончаловскому, что встретила итальянского продюсера и выходит замуж. Сохранить семью Кончаловскому тоже не удалось, состоялся развод. Подавленность и отчужденность на какое-то время стали его постоянными спутниками, а тоска нашла выход в творчестве. 

“Дворянское гнездо”

Написанный Кончаловским сценарий к фильму “Дворянское гнездо” буквально пронизан невозможной любовью и щемящей печалью о несбывшемся. Он был написан после расставания с Марией Мериль, и сам Кончаловский признавался, что все рефлексии главного героя — это воплощение его собственных чувств и мыслей. Он постоянно думал об этой далекой женщине, которую безумно боготворил, но так горько и безответно. И даже выбор актрисы Ирины Купченко на роль главной героини отчасти обусловлен ее внешним сходством с фатальной француженкой.

У этой истории есть продолжение. Спустя несколько лет они встретились и работали вместе над спектаклем “Чайка” по пьесе А. П. Чехова. Несмотря на то, что в их отношениях была поставлена точка, Кончаловский чувствовал между ними какую-то тайну, недосказанность, и интуиция его не подвела. Маша призналась, что была беременна, и сообщила ему об этом в Праге, но по-французски…Больно даже представлять, как недопонимание может поломать судьбу — оказалось, Андрей не понял слов Марии, а та, в свою очередь, не осознала этого, приняв отсутствие реакции за безразличие и черствость. После того как Мария прервала беременность, она уже не смогла никогда иметь детей.

 

Вечная любовь Мишеля Леграна

С итальянским продюсером из пятой открытки жизнь Марии не сложилась, но она усыновила его ребенка. Женщина много и продуктивно работала, организовала свою продюсерскую компанию, начала писать книги, в том числе и о русской кулинарии, стала идейной вдохновительницей фестиваля русского кино в Париже, снималась и играла на театральной сцене. Она никогда не боялась возраста и умела красиво стареть, утверждая, что любой период жизни прекрасен. 

Настоящее личное счастье она обрела в возрасте 74 лет, когда маэстро Мишель Легран, хранивший чувство к ней 50 лет со встречи на Бразильском кинофестивале, признался ей в этом. Они обвенчались в Александро-Невском соборе в Париже и прожили вместе счастливые 5 лет, пока Легран не покинул этот мир. Мария написала книгу о них “Мишель и я”, основным лейтмотивом которой является вера в любовь в любом возрасте и призыв к тому, что не нужно стыдиться старости.