Чешский экспорт растет, несмотря на неудачу диверсификации рынков

Москва, 18:49, 27 Май 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Министр промышленности и торговли Чехии Ян Младек вступил в свою нынешнюю должность всего за 15 месяцев назад с целью изменить в стране торговую и инвестиционную политику. Он раскритиковал бывшую правоцентристскую администрацию за нанесение урона чешской бизнес-перспективе в Китае и позволению упасть до минимума иностранным инвестициям в Чешской Республике.

Корреспонденты чешского радио взяли у Младека интервью об успехах и неудачах, случившихся с тех пор.

Смогли ли Вы добиться наращивания экспорта за пределы Западной Европы?

«Если вы ставите вопрос таким образом, нам не удалось ничего вообще, потому, что произошедшее в прошлом году и в первом квартале 2015 года заключается в том, что доля европейского рынка в качестве основного экспортного рынка для чешских компаний только растет. Мы имели 81% в 2013 году, мы имели 82,2% в 2014 году, и в первом квартале мы имеем еще больший процент 83,5. Так что европейский рынок растет. Похоже, что одна из главных причин заключается в том, что есть проблемы во многих экспортных рынках Чешской Республики. Это не только Украина и Россия, но у нас есть также проблемы с такими странами, как Ирак, Сирия, и Ливия, и они находятся в полном разладе в этот момент и, следовательно, существует минимальная торговля».

Но как Вы думаете, Вы закладываете фундамент для восстановления торговли с этими странами за пределами Западной Европы, потому что это стратегия, не так ли?

«Мы воспринимаем Европейский Союз ЕС 28, или, может быть, было бы лучше сказать, Европейскую экономическую зону, как наш главный экспортный рынок. О чем мы говорим — здесь была идея, что мы не должны быть зависимыми на 82%, но зависимость должна быть слегка под 80%. Было бы наивно полагать, что случится какое-то полное изменение в направлении экспорта, потому что это просто невозможно. Мы очень рады, что мы являемся частью [Европейского] единого рынка. Мы считаем, что это чрезвычайно большой плюс и успех, в отличие от некоторых других областей европейской интеграции, но единый рынок с чешской точки зрения — отличная вещь. Единственная проблема заключается в том, что Чешская Республика является традиционным экспортером инвестиционных товаров и в этой категории европейский рынок не так прост, потому, что он очень конкурентный, и мы видим возможности для чешских компаний за пределами ЕС. Именно поэтому мы заинтересованы в экспорте за пределами Европейского Союза».

Вы сказали, что маржа по контрактам за пределами ЕС выше. Насколько выше? И что является отражением более конкурентного европейского рынка?

Это хороший бизнес, но проблема в том, что если Вы не являетесь конечным производителем, то ваш наценки небольшие.

«Я не скажу вам точные цифры, но дело в том, что чешские компании сильно интегрированы в европейской экономике, главным образом в немецкой экономике, и проблема заключается в том, что они являются поставщиками и субпоставщиками крупным производителям конечной продукции, например, производителям автомобилей. Это очень показательная история, когда был кризис в 2008-2009 годах, и первой жертвой этого глобального кризиса автомобильной промышленности стала Чехия. Но это была не та часть, которая производит конечный продукт, то есть автомобили, а те компании, которые поставляли [запчасти] производителям автомобилей класса «люкс» в Германии, потому, что у них был спад экспорта в США и на другие развитые рынки и, следовательно, они не покупали запчасти для автомобилей из Чехии. Это хороший бизнес, но проблема в том, что если Вы не являетесь конечным производителем, тогда ваша маржа маленькая».

Двойное давление на Россию

Второй вопрос о том, насколько торговля с Россией снизилась, и имеются ли какие-либо признаки восстановления или это зависит от рынков нефти и газа?

«Прежде всего, есть две вещи. В 2014 году, даже с санкциями и ответными санкциями, снижение чешского экспорта было сравнительно ограниченным. Он упал лишь на 4%. Это объясняется тем, что контракты должны были быть выполнены и был спрос. Реальная проблема возникла в декабре, когда произошла девальвация рубля. Произошло падение цен на нефть и газ, и поэтому у нас нет спроса. У меня вот диаграмма сравнения экспорта в Россию в первом квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом в 2014 году. В 2015 году он составляла всего $724 млн., а годом ранее он составлял $1381 млн. Это является значительным снижением почти на 48%. По этой причине мы видим снижение экспорта в Россию — это в первую очередь из-за низких цен на нефть и газ. Вторая часть — санкции, но только в третьей части санкций, которые относятся к доступу российских общественных организаций к кредитам с Запада. Если у вас низкие доходы от нефти, очевидное решение состоит в том, чтобы брать кредиты и недорого. И если у вас нет успеха, у вас возникает еще большая проблема. Это те две вещи, которые теперь мы видим, насколько они пагубны для чешского экспорта в Россию.

И мы не видим улучшения ситуации, скорее наоборот. И, к сожалению, это не только Россия после декабря, это весь регион СНГ, потому что либо эти страны также являются экспортерами нефти и газа, как Азербайджан или Казахстан, или они зависят от спроса в России, как Беларусь и Украина. Просто они имеют более низкую экономическую активность в силу того простого факта, что не вывозят [продукцию] в Россию. Очевидно, влияние намного больше, чем в Чехии, потому, что наша зависимость от российского рынка не так велика, как этих соседей».

Экспорт калорий в Китай?

И китайский рынок, как он складывается, потому что это тоже приоритет?

Китайское понимание Центральной Европы: все между Таллинном и Тираной.

«Это правда, мы решили вообще, что мы будем улучшать отношения с Китаем, и мы работали не покладая рук. Я сам был три раза в Пекине и других китайских городах, поддерживая предпринимателей, выступая с китайскими чиновниками. Символическим прогрессом будет прямой рейс из Праги в Пекин, который стартует 22 сентября этого года. Мы были очень активны на Шанхайской ярмарке технологий в апреле этого года, и пытались представить Чехию как страну технологий.

У китайцев есть такая идея, что они не будут общаться с отдельными странами Центральной и Восточной Европы, и они создали группу «16 плюс один». И они внесли свой вклад в интеллектуальные споры, что является Центральной Европой? Китайское понимание Центральной Европы: все между Таллинном и Тираной. Она является бывшей Югославией, Прибалтикой, Центральной Европой и так далее, 16 стран. И они смотрят на эти страны, и они пришли к выводу, что эти страны должны быть поставщиками пищевых калорий в Китай. Мы сказали им: ‘Подожди секунду, мы на самом деле не является крупным экспортером сельскохозяйственной продукции. Это Чехия. Мы можем экспортировать что-то, некоторые специальные продукты, но не очень большой объем калорий. Мы являемся страной технологий.’ Поэтому мы стараемся обсуждать с ними, что мы готовы к сотрудничеству в этих рамках, потому, что мы понимаем, что китайский премьер-министр не имеет времени, чтобы разговаривать с каждой страной отдельно, но мы хотели бы представить себя как страну, которая способна поставлять технологии. Так, большие чешские компании начинают активно работать на китайском рынке, что не очень легко, и это хорошо известно. Мы также обсуждаем примыкающие платформы, чтобы разрешить доступ на китайский рынок для малых и средних предприятий, чтобы преодолеть расстояние. Если мы преуспеем в этом, это будет значительный прогресс.

Я думаю, что наш [торговый] баланс будет улучшен в этом году с Китаем. Единственной технической проблемой будет то, что будет очень трудно отличить результаты из-за наших собственных усилий, и что из-за переоценки юаня против чешской кроны, потому что они связаны с долларом. Во время моего визита в ноябре там было три кроны за юань, теперь, когда я был там в апреле, было четыре кроны. Китайский импорт более дорогой на данный момент».

Перспектива инвестиций

Касаясь прямых иностранных инвестиций, когда вы пришли к власти вы были очень критично настроены к предыдущему правительству, что оно не уделяет достаточно приоритета для этого. Как вы думаете, насколько вы изменили ситуацию в этой стране, и какие страны вы хотите для увеличения иностранных инвестиций?

«Мы добились немалых успехов. В прошлом году мы смогли привлечь такие компании, как компания Nexen Tyre, которая будет строить огромный шинный завод в Северной Богемии, Hyundai Mobis, который будет работать для автомобильной промышленности. Мы получили Amazon, по крайней мере, один логистический центр, со вторым мы были не настолько успешными. В этом году мы увидели от Авто Шкода согласия их расширение производства в Квасинах. Они не только производят новые превосходные модели, но они будут также выпускать внедорожник. Они до сих пор скрывают то, что они как раз и будут производить, но я ожидаю, что они будут производить внедорожник не только Шкода, но и для Сеат.

Я хотел бы добавить, что я открыл для себя в этот год и квартал, что совершенно необходимо иметь сотрудничество на всех трех уровнях власти. В Квасинах все делается очень хорошо, потому что есть поддержка местных муниципалитетов, регионального правительства, и центрального правительства. Если Вы не имеете этого, у вас есть проблемы».