Зачем в СССР рекламировали продукты и товары, которые не поступали в свободную продажу

Москва, 18:08, 23 Янв 2022, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.

В СССР по телевизору не показывали рекламу, а если и показывали, то очень редко. Мало кто знает, но долгие годы рекламу снимало только одно агентство, потому что второго просто не было.

Казалось, компания-монополист могла беспрепятственно производить рекламный продукт, но этого почему-то не происходило. В роликах показывали те продукты и товары, которые были недоступны гражданам, либо были еще только на стадии разработки. Почему так происходило?

Монополия на рекламу

Впервые заниматься рекламой производителям пришлось с подачи генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева. До этого они вовсе не закладывали в бюджет затраты на рекламную кампанию. Начиная с 1966 года предприятия столкнулись с задачей, которую не знали, как решать. Опыта производства рекламы у них не было. Было решено привлечь к сотрудничеству профессиональное рекламное агентство Eesti Reklaamfilm (ERF), которое находилось в Эстонии. Главным режиссером жанра был Пееду Оямаа.

Для эстонской компании такая ситуация оказалась крайне выгодной. Так как у нее не было ни единого конкурента, она могла выпускать столько роликов, сколько было нужно ей самой. К примеру, в первый год работы Eesti Reklaamfilm произвела 130 реклам. Сами производители рекламируемой продукции никак не влияли на процесс создания ролика и вовсе в нем не участвовали. Сегодня этим уже никого не удивишь. Но в те времена такое казалось странным. По сути дела, предприятия просто выполняли приказ сверху — тратить один процент бюджета на рекламу.

Что рекламировали?

Этих денег вполне хватало на создание шедевральных роликов. Не будучи ограниченным в бюджете, режиссер с командой ехал в Альпы, чтобы прорекламировать молоко, или в Париж, чтобы показать советские автомобили, разъезжающие по улицам этого города.

Занятно то, что порою фантазия эстонских рекламщиков забегала наперед, показывая те продукты, которых либо нет вовсе, либо они только на стадии разработки. Получается, что с экранов людям предлагали покупать несуществующие товары. Несколько странная ситуация иногда доходила до смешного. Например, когда появилась реклама двухслойных сидений для унитазов.

Почему в СССР с удовольствием смотрели рекламу несуществующих товаров?

Это кажется абсурдным, но тот факт, что рекламировались в основном несуществующие товары, сильно повышало спрос на существующие. Массовая психология советских людей была выращена и сформирована в условиях жесткого дефицита. Люди не раздумывали, покупать им тот или иной продукт. Если он лежал на полках — то его разбирали. Качество тоже всегда было на высоком уровне. Если же товар нуждался в рекламе, это могло означать, что он плохо сделан.

Конечно, просматривать рекламные ролики было делом любопытным, но серьезно советские люди к этому жанру не относились. Двадцатиминутный рекламный блок, который транслировали в выходной день, приковывал внимание зрителей, как некая диковинка. Продолжительность каждого ролика была гораздо выше, чем сейчас. Пееду Оямаа нередко снимал 2-3-минутную рекламу, которая стоила примерно как часовой документальный фильм. Компания просто расходовала выделенный бюджет, а заодно развлекала зрителей.

Судьба Eesti Reklaamfilm и рекламы после распада СССР

Благодаря заказу на рекламу Eesti Reklaamfilm долгое время была единственной компанией в своем роде, успешной и процветающей. В 1985 году о ней узнал не только Советский Союз, но и многие другие страны. На Каннском фестивали ERF присудили Бронзового льва за рекламу экономии энергии в домашних условиях. За время своего существования компания сняла больше 5 000 рекламных роликов на самые разные темы. По сей день они считаются образцом своего жанра.

Однако оказалось, что ERF способна существовать только при условии плановых заказов. После распада СССР компания потеряла заказы, а подстроиться под правила капиталистического рынка не смогла. У нее, кроме всего прочего, появилась масса западных конкурентов. Они создавали короткие бюджетные ролики, которые были во много раз экономнее.

Со временем отечественные режиссеры переняли опыт коллег и начали выпускать свой рекламный контент. А вот эстонское агентство полностью прекратило свое существование в 1998 году. К сожалению, даже шедевральные ролики были утеряны. Уцелело не более трехсот экземпляров.