Почему Юрий Гагарин не должен был попасть в объектив камер в настоящем скафандре

Москва, 04:50, 18 Мар 2022, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.

Когда первый космонавт Юрий Гагарин вернулся на Землю после своего легендарного полета в космическое пространство, многие ожидали, что фотографы запечатлеют его в том самом скафандре, который стал первым космическим одеяниям человека. Однако этого не произошло. На снимках герой появился в куртке странного вида. Почему же власти не разрешили Гагарину показаться «во всей красе», и было ли что-то, что они хотели скрыть?

Почему Юрий Гагарин мог отправиться в космос вовсе без скафандра?

В объективы фотокамер зачастую попадал не сам скафандр, а маскировочный жилет оранжевого цвета. Это мера безопасности, необходимая в условиях космической гонки. Никто не должен был видеть, как выглядит настоящий скафандр советского космонавта, который, к слову, разрабатывался много лет подряд. Разработка была надежно засекречена.

Тяжелое обмундирование создавало огромные проблемы для конструкторов космического корабля. Рассматривался вариант отправить человека в космос и вовсе без него. Но Сергей Королев понимал, что риск огромен, потому не позволил Гагарину отправиться в космос, столь враждебную для человека среду, без защиты. В итоге конструкторы уменьшили массу скафандра, тем не менее пришлось пожертвовать некоторыми элементами научного оборудования «Востока-1».

Почему на всех фото после приземления Гагарин запечатлен в куртке?

Подробности приземления Юрия Гагарина долгие годы были засекречены. Легендарный космонавт совершил посадку не на корабле, а отдельно от него, с помощью двух парашютов на картофельное поле. Что интересно, он сильно перепугал семью лесника своим внезапным появлением «из ниоткуда». Вместе со спасателями на место приземления прибыли и журналисты. Но им не позволили сделать ни одного снимка, пока 20-килограмовый скафандр не был снят. Вместо него на фото Гагарин предстал в оранжевой куртке и термокостюме, защищающем от ветра и сырости.

Сотрудники ОКБ-1 НИИ-88 и КГБ тут же увезли скафандр в неизвестном направлении. Благодаря расчетам, первый космонавт смог приземлиться хоть и не там, где предполагалось, но все же на дружественной территории. И хотя колхозники его сильно испугались, Гагарин быстро успокоил их словами: «Не бойтесь, я свой, советский!»

А вот если бы Юрий Алексеевич приземлился на чужой территории, то, согласно инструкции, он должен был бы немедленно уничтожить костюм. Попадание технологии производства скафандра в третьи руки могло обернуться катастрофой. Засекреченной она оставалась долго, вплоть до 90-х годов прошлого века. Тогда вопрос уже не играл большой роли, и чертежи были проданы в западные страны.